Даже дети знают, что Львов – польский город

Лидер организации «Фаланга», историк Бартош Бекер рассказал «Конкретно.ру», почему считает Украину государством-неудачником, насколько распространены антибандеровские настроения в Польше и как дипломаты из Незалежной обиделись на совместную акцию польских и российских патриотов в Варшаве.


Новости, приходящие из Польши в последние годы, как правило, звучат для россиян совсем не радостно. То где-то снесут очередной памятник советским солдатам, то облечённые властью мужи вновь обвинят Москву в падении самолёта президента Леха Качиньского под Смоленском (правящая партия «Право и справедливость», как и значительная часть населения страны, придерживаются «катыньской религии» – веры, будто Россия сознательно уничтожила президентский борт), то назло Кремлю призовут Вашингтон разместить какие-нибудь ракеты под Варшавой…

Однако польское общество неоднородно, и там есть силы с иной точкой зрения на происходящие события. Такова состоящая в основном из молодёжи правая патриотическая организация «Фаланга» (символика – чёрный флаг, белый круг, два перекрещенных автомата Калашникова).

Она выступает против глобализма и превращения Польши в «провинцию ЕС» под диктовку США и НАТО, а также поддерживает воссоединение Крыма с Россией и народные республики Донбасса. В 2015 году лидер «Фаланги», историк Бартош Бекер побывал в Донецке и встретился с тогдашним главой Народного собрания, а ныне – лидером республики Денисом Пушилиным, а несколько активистов даже вступили в ряды ополчения.



В нынешней ситуации с Украиной, упершейся в тупик Минских соглашений, когда в ЛДНР продолжают гибнуть люди, а в Киеве пророссийских политиков не осталось и ставить решительно не на кого, имеет смысл посмотреть на настроения в Венгрии и Польше.

Как известно, Будапешт сейчас активно протестует против нарушения прав этнических венгров Закарпатья, раздаёт им паспорта и даже блокирует в европейских структурах инициативы Киева. В свою очередь, в Польше нарастает возмущение героизацией деятелей из ОУН и УПА, а также популярны настроения о необходимости возврата территорий так называемых Восточных Крес со Львовом.

Кстати, вопреки официальной позиции властей, в польском интернете царило ликование после инцидента с пленением нарушивших границы украинских кораблей в Азовском море: «Браво Путин! Прочь с украми!» – Примерно такие настроения транслировались в соцсетях.

В ноябре 2018 года состоялась первая совместная акция русских и польских патриотов, организованная «Фалангой» возле посольства Украины в Варшаве. На ней, к слову, с небольшой речью выступил и петербуржец Владислав Ивахник, что Львов – польский город, тогда как Донецк, Харьков и Одесса – русские. Аналогичный митинг планируется провести уже в российской столице.

Ноябрьская акция имела большой резонанс в СМИ, прежде всего – украинских, где, разумеется, в действиях «Фаланги» усмотрели руку Кремля и непосредственно ФСБ и ГРУ. Вообще, если почитать медиа Незалежной, то невольно проникаешься гордостью за наши спецслужбы, которые представляются вездесущими и всемогущими. А разобиженные украинские дипломаты даже написали жалобу в полицию, обвинив участников митинга едва ли не в разжигании национальной розни. После чего польские правоохранительные органы начали расследование, недавно пригласив Бекера на допрос.

– Причина, по которой меня вызвали в полицию, была связана с демонстрацией возле украинского посольства в Варшаве, – рассказывает Бартош Бекер. – В прошлом году, 11 ноября, мы собрались там, чтобы выступить против политики местных властей во Львове, которая напрямую угрожает существованию польских памятников на кладбище наших героев – защитников Львова. Мы также хотели выразить наше решительное неодобрение попытками Украины уничтожить историю Речи Посполитой c Восточных Кресов.

Они подменяют долгие столетия польского присутствия своим культом Степана Бандеры и убийц из УПА. Это неприемлемо. Во время демонстрации мы напомнили, что их геополитическая ситуация, мягко говоря, довольно опасна, и провоцировать Польшу на какие-то действия – довольно плохая идея. Демонстранты также выдвигали лозунги против бандеровцев – военных преступников, которые убили сотни тысяч поляков в Волынской и Малопольской областях.

Получается, что посольство Украины обижается на лозунги антибандеровцев и называет это разжиганием межнациональной розни. Забавно, не правда ли? Они выдвигают обвинения, но я думаю, что даже полиция и прокурор скептически относятся к этому. Даже посольство знает это, но использует любую возможность, чтобы нас беспокоить. Большинство из наших активистов, вероятно, всё ещё являются персонами нон-грата на территории их государства-неудачника.



– Как вы считаете, будут ли власти Польши противодействовать союзу российских и польских патриотов?

– Ну, они не сделают ничего, чтобы противостоять нам, если обладают рациональным прагматизмом. И это – то, из-за чего мы должны быть обеспокоены. У Варшавы сейчас очень плохие отношения с Киевом по тем же причинам, которые подтолкнули нас к действиям против украинского шовинизма.

Историческая политика Киева неприемлема для поляков. Правительство «Права и справедливости» это знает, поэтому оно пытается оказать некоторое дипломатическое давление на украинцев, но очень неэффективно. Киев осознает, что США не потерпят более серьёзного, официального разрыва в польско-украинских отношениях из-за своих геополитических интересов. Но теперь у польского правительства есть возможность сказать Украине: «Послушайте, если вы не измените своего отношения, вас будут окружать только враги, и эта коалиция независимых политических сил – прекрасный пример того, что может произойти». Это был бы рациональный прагматизм против влияния ЦРУ. Да поможет нам Бог. Но мы решительны и бесстрашны.

– Как вы оцениваете выступление главы Еврокомиссии, поляка Дональда Туска в Верховной Раде, завершившееся возгласом «Слава Украине» – на что ответили «Героям слава». Есть ли какая-то реакция польского общества?

– Правительство «Права и справедливости» с радостью использовало бы это против своего старого и самого опасного врага Дональда Туска, но дело в том, что во время государственного переворота на Майдане ведущие политики из правящей партии многократно выступали в Киеве. Их выступления заканчивались практически одинаково – толпы выкрикивали украинские националистические лозунги, связанные с кровавой историей антипольских ОУН / УПА. И что они могут сейчас сказать? Конечно, польские патриоты и кресовяне (поляки, чьи семейные корни находятся в восточной Польше) этого не забудут.

– В акции в Варшаве участвовал активист «Другой России» из Петербурга Владислав Ивахник. О нём тоже вспоминали на полицейском допросе?

– Да, они упомянули Владислава во время нашего разговора. Его речь об истории земель, которые сейчас находятся под контролем Украины, вероятно, не получила большого одобрения в посольстве. Однако, очень сомнительно, что против Ивахника будут приняты какие-то меры. Даже дети в Польше знают, что Львов это польский город.

Беседовал Андрей Дмитриев, «Конкретно.ру»