
К тому же в федеральный законопроект содержит несколько спорных положений. Например, в нём не оговаривается возможность предоставления земельного участка под строительство первого дома, а также не решается проблема последнего жильца. Петербургские инвесторы, реализующие программу с 2008 года, столкнулись именно с этими сложностями, из-за которых застопорилось развитие застроенных территорий.
Наконец, Госдума рассматривает вопрос не о реновации кварталов, а о реновации каждого отдельного дома, что может в условиях Санкт-Петербурга привести к уплотнительной застройке.
Когда две трети – за…
Разработчики петербургской инициативы предлагают проводить реновацию с участием бюджетных средств на основе ГЧП, либо полностью из средств инвесторов. Этот опыт уже зарекомендовал себя в Северной столице.
По мнению депутатов ЗакСа, семьи из подлежащих перестройке хрущёвок, стоящие в городской очереди на улучшение жилищных условий, должны получать квартиры в первоочередном порядке и размером не ниже установленной социальной нормы жилья. А собственникам, площадь квартир у которых превышает социальную норму, необходимо предоставлять новое жильё аналогичной площади и не ниже качеством, чем прежнее. Например, если человек сделал евроремонт, то после переезда он обязан получить квадратные метры с соответствующей внутренней отделкой.
Главная новация, на которой настаивают петербургские депутаты: для проведения реновации необходимо согласие 2/3 собственников жилого дома. Мнение оставшейся трети можно не учитывать. А ещё пятно под строительство первого дома может быть выделено в любой части города. В него на добровольной основе переедут жильцы сразу из нескольких хрущёвок, подлежащих реновации. Те же, кто не пожелают покидать родной квартал, временно отправятся в маневренный фонд, а затем вернутся на привычную территорию в возведённую там новостройку.
В ЗакСе нет единодушия
Однако, по наблюдению корреспондент «Конкретно.ру», не все депутаты согласны с позицией Оксаны Дмитриевой. Её коллега по петербургскому парламенту Борис Вишневский считает неверным, что мнение 1/3 жильцов ни на что не влияет. Ведь в таком случае можно говорить о прямом нарушении прав. К тому же, задумался Вишневский, найдётся ли в городе достаточное количество маневренного фонда, если большинство переселенцев откажутся уезжать в другие районы?
Обеспокоилась и депутат Ирина Иванова, поскольку включение дома в программу реновации может привести к запрету на любые сделки с жильем. Она не согласна с предложением авторов петербургского законопроекта создать бюджетное или государственное учреждение, которое будет контролировать реализацию программы.
Жёсткая дискуссия развернулась между Оксаной Дмитриевой и Александром Рассудовым, до получения депутатского мандата занимавшего пост председателя совета директоров одной из крупных строительных компаний. Парламентарий начал выяснять, каким образом инвестор будет возвращать вложенные средства, и нарвался на неприятный ответ: «А каким образом он возвращает сейчас?»
«Оставьте еврейскую традицию отвечать вопросом на вопрос, – оскорбительно отреагировал Рассудов. – Сейчас инвестор продаёт большую часть квартир, а вы хотите, чтобы он строил только под расселение».
По его мнению, подготовленный группой депутатов законопроект содержит много опасных и противоречивых положений. В частности, реновации подлежат не только ветхие и аварийные дома, но и любые другие, если 2/3 жителей согласятся принципиально обновить свои жилищные условия. Кроме того, не учитываются Правила землепользования и застройки и градостроительные нормативы, действующие в Санкт-Петербурге.
«Формат ГЧП при реновации вообще невозможен, – утверждает Рассудов, – так как по закону о ГЧП построенный объект поступает в собственность концессионеров на длительный срок, и собственники остаются у разбитого корыта. Более того, предлагаемый вариант закона открыто противоречит Градостроительному кодексу, в котором, кстати, есть специальный раздел по развитию застроенных территорий».
Михаил Амосов подверг критике положение о преимущественном сносе домов при развитии территорий и предложил пойти по пути Германии, которая в 1990-е годы провела реконструкцию 60 млн кв. м. жилья в бывшей ГДР, тех же хрущевок, причём за счёт самих проживающих, выделив им кредиты под низкий процент.
«В результате утепления стен и пристройки эркеров, дома в два раза повысили энергоэффективность и стали удобнее для проживания. При этом затраты бюджета составили только субсидирование процентов по кредитам», – заметил Амосов.
По итогам обсуждения депутаты приняли предложенный вариант постановления 41 голосом «за», при одном воздержавшемся и 5 «против». Теперь и до сноса недолго…
Лилиана Глазова, «Конкретно.ру»