Петербургские коммуналки навсегда?

Есть у блистательного Санкт-Петербурга отличие, которым стыдно гордиться: в XXI веке город на Неве остаётся столицей коммунальных квартир. Творения европейских архитекторов, превращённые лет сто назад по совету Владимира Ленина в человеческие муравейники, и сегодня являются полями раздора и брани, портят и сокращают жизнь людям, вытаскивая на свет негативные черты Homo sapiens. 

Жизнь без радости

Справедливости ради, стоит сказать, что коммуналка коммуналке – рознь. Есть такие квартиры, жители которых сроднились за многие годы совместного проживания и страшатся переезда в отдельное жильё.

И всё же большинство обитателей с удовольствием распрощаются с общественным проживанием. Тем более что сегодня к историческим коммуналкам в центре города добавились приватизированные комнаты в бывших общежитиях с общими кухнями и санитарно-гигиеническими пространствами, населённые приехавшими из собственных домов и отдельных квартир гражданами многонациональной страны. В таких квартирах, как правило, отсутствуют петербургская интеллигентность и терпимость. Свою долю в распри вносит и вероисповедание.

До поры до времени жители коммунальных квартир надеялись на богатых инвесторов, которые расселят многолюдные обиталища. Именно благодаря инвесторам в 1990-е – начале 2000-х многие коммуналки в центральной части Санкт-Петербурга обрели хозяев и превратились либо в роскошные квартиры, либо в кафе и рестораны, либо в мини-отели и хостелы, доступные небогатым туристам.

Затем правительство Валентины Матвиенко запустило отдельную жилищную программу, установив правила: расселить можно было только всю квартиру целиком, если какой-то жилец упирался и не хотел выезжать, страдали все. Денег на решение вопроса отпускали немного – порядка 1,5 миллиардов рублей, но процесс, как говорится, пошёл. 

Георгий Полтавченко внёс свою лепту: не просто увеличил финансирование этой программы почти до 10 млрд руб., но и разрешил расселяться отдельными комнатами, выделяя субсидии тем, кто готов был выехать из коммуналки, а высвободившиеся помещения могли приобрести оставшиеся жители. Этот способ помог расселить небольшие квартиры на 3-4 комнаты.

Начнётся ли исход в Санкт-Петербурге?

В общем, программа работала. А инвесторы продолжали расселять большие коммуналки, открывая в них после ремонта малые средства размещения. Эту деятельность город также поощрял в преддверии ЧМ-2018. Удалось даже приостановить принятие закона Хованской о запрете размещения гостиничных услуг в жилых домах. 

Но мундиаль закончился, и федеральные законодатели вернулись к отложенному законопроекту. Одновременно город сократил объём средств, выделяемых на программу расселения коммунальных квартир. В итоге в последний год темпы расселения коммуналок снизились. По данным экспертов, в городе остается порядка 70 000 коммунальных квартир, в которых проживает почти 230 000 семей (в среднем около 700 000 человек, более 13 % петербуржцев). 

В 2019-м по городской программе планируется расселить всего 3300 коммунальных квартир. То есть желающим покинуть общественное жильё, придётся ждать исполнения мечты более 20 лет, если сохранятся нынешние темпы преобразования общественных обиталищ.
Что делать многим тысячам жителей коммуналок, решили обсудить активисты из числа таких петербуржцев. Общественная дискуссия прошла в медиа-гайд-парке «С правой ноги». Модераторами общественной дискуссии выступили общественный деятель и журналист Марина Шишкина и основатель интернет-издания «Поребрик» Василий Романов.

Участники обсуждения, приуроченного к 45-летию создания знаменитой пьесы Леонида Зорина «Покровские ворота» (1974 год), заявили эпиграфом известную реплику одного из героев, которая подразумевала программу по расселению коммунальных квартир, стартовавшую в СССР ещё в 50-е: «Ты, Савва, выражаешь собой исторический процесс – исход москвичей из своих ульев в личные гнёзда». 

К сожалению, у петербургских обитателей шансов на исход остаётся все меньше и меньше. Инициатор дискуссии Дарья Васильева, градозащитник, житель коммуналки, разработала свою концепцию расселения, суть которой заключается в снижении платы жилищно-коммунальных услуг в зависимости от количества комнат – чем больше комнат, тем ниже плата. 

«Сегодня коммунальная квартира приносит городу больше дохода, чем аналогичная отдельная, – утверждает она. – Жители четырёхкомнатной коммуналки в нашем доме в совокупности платят порядка 16-17 тысяч рублей в месяц, а ниже этажом собственник такой же квартиры получает квитанцию на 6-7 тысяч рублей. Получается, что городу выгодно иметь коммунальные квартиры».

Дарья Васильева даже попыталась поднять эту проблему, обратившись непосредственно к врио губернатора в ВКонтакте. Александр Беглов не только промолчал, а «забанил» сообщение. Видимо, чтобы неповадно было разным жителям коммуналок писать градоначальнику всякую ерунду.

Город должен

В свою очередь, владелец сети мини-отелей, председатель комитета по туризму СПб отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Дарья Ковалевская попыталась привлечь на свою сторону жителей коммунальных квартир, показав фильм о выкупленных и переоборудованных в хостелы многолюдных жилищах.

По её информации, бизнес постепенно выкупил в одном подъезде квартиры на всех этажах, кроме последнего, отремонтировал парадную, установил новый лифт, оставался последний шаг. Но был принят закон Галины Хованской, и жители последней коммуналки остались и дальше жить в ней. Более того, все хостелы, скорее всего, придётся вновь возвращать в статус коммунальных квартир, так как процедура перевода жилых помещений в нежилые – процесс очень сложный.

Агент по недвижимости, руководитель риэлторского сервиса «Без коммуналок» Елена Зухарь посетовала на то, что в этом году не удалось расселить ни одной коммуналки, так как их никто не хочет приобретать. И без государственной поддержки эту проблему не решить. 

А депутат Ирина Иванова и вовсе считает, что город должен выкупать коммунальные квартиры за свой счёт, создавая в них арендное жилье для сдачи студентам (в последнее время в петербургских вузах учится до 70% иногородних выпускников, а общежитий на всех не хватает) и мигрантам, приезжающим в город на заработки. Небольшие экс-коммуналки, по мнению Ивановой, необходимо отремонтировать и сдавать высококвалифицированным специалистам из-за рубежа. Депутат считает, что первоначальные затраты на выкуп быстро окупятся и бывшие коммуналки начнут приносить доход городу.

Подводя итог дискуссии, Марина Шишкина заметила, что в Москве эту проблему решили просто: освобождаемые в коммуналках комнаты разрешено продавать только зарегистрированным жителям той же квартиры и никому другому.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру»