Грузовики с деньгами и пожилая старушка

Два года назад, 01 июня 2017 года следователи ГСУ СК по Челябинской области задержали 75-летнюю пенсионерку Маргариту Бутакову – бывшего главбуха макаронной фабрики «Макфа». Её обвинили в посредничестве в передаче взятки в особо крупном размере экс-губернатору Михаилу Юревичу. По версии следствия, старушка так или иначе доставила высокопоставленному чиновнику 3 млрд рублей наличными. Вероятно, автопоездом…

Грузите банкноты пачками

Бутаковой явно не повезло: она не только в прошлом главбух – в настоящем Маргарита Фёдоровна приходится тёщей депутату Госдумы Вадиму Белоусову, а это, судя по расторопности следователей, само по себе уже является преступным составом.

Правда, из-под ареста старушку быстро освободили, сославшись на возраст. А вот ход расследования уголовного дела по обвинению её зятя и бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича в покровительстве компаниям, выигравшим гигантские подряды на строительство и ремонт дорожной сети, заставил пенсионерку обратиться к генеральному прокурору Юрию Чайке и спикеру Госдумы Вячеславу Володину.

В нынешние времена от подобных писем на Олимп скорее отмахнутся, нежели воспримут всерьёз. Однако в данном случае оба адресата отреагировали на послание с далёкого Урала. Теперь же Маргарита Бутакова не только публично поблагодарила генеральную прокуратуру и председателя Госдумы за помощь и внимание, но и отправила новое обращение Чайке и Володину, опасаясь за свою судьбу.

Два года назад её задержали вместе с директором московского представительства «Макфы», помощником депутата Госдумы Андреем Чуркиным. Бутакова убеждена, что все четверо фигуранта уголовного дела стали жертвами оговора, при этом миллиарды в действительности были поделены и выведены на рубеж группой бизнесменов, среди которых упоминаются Сергей Вильшенко, Константин Овчинников и Алексей Башаев.

Дубровские ныне коммерсанты

Относительно перечисленных бизнесменов существует устойчивое мнение, что они в какой-то мере замыкаются на Бориса Дубровского – он в январе 2014 года сменил Юревича в губернаторском кресле, а через три года отправился в отставку.

Причиной к низложению Дубровского стали результаты проверки, проведённой областным антимонопольным ведомством. К досаде главы региона, сотрудники УФАС по Челябинской области не просто доказали, что он причастен к картельному сговору с местными дорожниками, но и выявили коррупционные схемы, резко возросшие после ухода Михаила Юревича с губернаторской должности.

Но антимонопольщикам не хватило политического чутья. За своё служебное рвение они попали под пресс силовых структур. В августе в августе 2018 года УФАС подверглось девятичасовому обыску. Как считает руководитель управления Анна Козлова, план по её дискредитации появился не без участия разозлённых дорожников. И последствия могли бы стать непредсказуемыми, если за челябинских коллег не заступился глава ФАС Игорь Артемьев.

Не менее странным кажется ход расследования по поводу причастности к хищениям Маргариты Бутаковой и её «сообщников». В минувшем апреле генпрокуратура вернула материалы уголовного дела в Екатеринбург для доследования и устранения нарушений. Проще говоря, прокуроры не обнаружили, в чём же состоит вина пенсионерки, которую уральские следователи могут бесконечно долго держать в статусе подозреваемой. И отказали в передаче дела в суд.

Экспедитор Бутакова и пропавшие миллиарды

В середине 2014 года челябинские следователи возбудили дело против руководителей двух дорожных предприятий. По версии следствия, директор ОГБУ «Челябинскавтодор» Константин Овчинников получил взятку от подрядчика ООО «ТехноПарк», которое возглавлял Алексей Башаев. Так свету явились многомиллиардные хищения, приписываемые бывшему губернатору Михаилу Юревичу.

Фабула инкриминируемого преступления была очевидна: значительный объём денежных средств по госконтрактам на строительство дорог выводился через подставные фирмы, обналичивался и переправлялся за рубеж. Дальнейшее расследование показало, что ООО «ТехноПарк» является лишь одним звеном в цепи юрлиц, которая приводила к предпринимателю Сергею Вильшенко, который контролировал ЗАО «Южуралавтобан» – крупнейшего дорожного подрядчика в Челябинской области. Как выводились деньги, выяснили не только следователи, но и налоговики в результате выездных проверок в ЗАО «Южуралавтобан», «Каслидорремстрой», «Пластовское ДРСУ» и других компаниях.

Фамилия Вильшенко на Урале известная. Отец предпринимателя в советские времена был первый секретарём горкома КПСС в Златоусте, а позднее возглавил там же отделение ФСБ. А отпрыск партийного бонзы занялся в Челябинской области строительным и дорожным бизнесом, участвовал в проекте по разработке щебеночного карьера в Бердяуше, в 2009 году стал коммерческим директором торгового дома «РЖД». В общем, человек высокого бизнес-полёта.

С помощью адвокатов группе Вильшенко, Овчинникова и Башаева удалось переключить следствие на версию о том, что 3 млрд рублей могли не укрыться за рубежом, а осесть в карманах Юревича и Белоусова. Этот ход мысли, похоже, заинтересовал правоохранителей, налоговые проверки были отложены в сторону, бывший губернатор и депутат Госдумы попали под раздачу, а посредниками к ним прикрепили людей с «Макфы» – Чуркина и Бутакову.

Пытливым следователей почему-то совсем не смутило, как физически пожилая тёща депутата Белоусова экспедировала три грузовика с купюрами (примерно таков объём перевозимых 3 млрд) куда-нибудь на загородную виллу экс-губернатора Юревича или дачу своего зятя-парламентария. Характерно, что обвинения против Бутаковой построены на показаниях лишь одного, причём заинтересованного лица – Башаева.

Срок бывает только первый?

Бутакова – удобная мишень. Достаточно добиться, чтобы суд признал её обвиняемой, и «работать» с Юревичем и Белоусовым станет много проще, чем «ломать» их на чистосердечное признание.

Тем временем реальные фигуры финансовых махинаций с госбюджетом без лишних проблем уходят от ответственности. Замысел почти удался, если бы не вмешательство генпрокуратуры, которая не обнаружила в деле каких-либо внятных доказательств вины не только Маргариты Бутаковой, но и её «сообщников». Во-первых, Юревич не мог оказывать «покровительство по службе» Башаеву – не было у губернатора таких полномочий. А Вадим Белоусов вообще не касался распределения подрядов на дорожные работы – ни заседая в областном парламенте, ни избравшись в Госдуму.

Однако уральский Следком с выводами генпрокуратуры не согласен и уже объединил материалы против Бутаковой с иными обвинениями в отношении Михаила Юревича, касающимися событий 2012-2014 годов. Само по себе это странно, потому что бывшему губернатору в этот период инкриминируют «медицинское дело», подстрекательство к клевете и незаконное хранение оружия.

Как-то трудно представить роль Бутаковой и Белоусова в истории с незаконным хранением Юревичем непригодного для стрельбы коллекционного пистолета XVIII века со спиленным бойком и разрезанным барабаном, кстати, полученным губернатором из рук руководителя ГУ МВД России по Челябинской области. Ещё абсурднее обстоит история с клеветой – это касается взаимоотношений Юревича и экс-председателя Челябинского областного суда Федора Вяткина, которого ни Маргарита Бутакова, ни её зять не знают. Примерно так же выглядит и «медицинское дело», где замешаны глава региона и экс-министр здравоохранения Челябинской области Виталий Тесленко.

Позицию следователей объяснить нетрудно – техническое соединение уголовных дел позволяет расследовать их бесконечно долго и вывести из-под удара не только конкретных Вильшенко, Овчинникова и Башаева, но и, например, фигуру на порядок масштабнее – Бориса Дубровского.

Кстати, пару месяцев назад он неожиданно отправился в отставку, хотя перед этим заявлял о намерении идти на второй губернаторский срок. Сразу же после известия об уходе с поста главы региона антимонопольщики объявили, что Дубровский является участником сговора с участием регионального Миндортранса и компании АО «Южуралмост» (правопреемника ЗАО «Южуралавтобан», в августе 2018 года пришедшего в суд с заявлением о банкротстве).

Согласно данным УФАС, на момент избрания Дубровского губернатором «Южуралмост» занимал лишь 9% рынка дорожных контрактов в регионе. Годом позже доля резко выросла до 92%, а затем до беспрецедентных 96%. Бенефициаром АО «Южуралмост» местные журналисты называют Вильшенко, а руководителем является некто Александр Зырянов, который числится и генеральным директором… ООО «ТехноПарк». И условия проведения торгов почему-то были «заточены» именно под «Южуралмост».

Наконец, совсем недавно выяснилось, что крайне доброжелательные отношения установлены между региональным оператором капремонта и ООО «Жилкомсервис», принадлежавшим сыну экс-главы региона Александру Дубровскому. Антимонопольщики установили, что «Жилкомсервис» получил контракт на сумму более 200 млн рублей на поставку и замену лифтов в домах Челябинска, а две компании-конкурента странным образом оказались за бортом.

Если челябинский Следком продолжит «охоту на старушку», не исключено, что и в этих странностях будет обвинена Маргарита Бутакова. Возможно, от статуса «матери местной коррупции» её способна спасти только Москва, направив расследование масштабных хищений на Урале в разумное русло…

Олег Алексеев, «Конкретно.ру»