Художник и серый мир…

В Международный день защиты детей завершился XXV Международный фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран». Жюри оценивало 195 детских киноработ, выявляя наиболее качественные и актуальные короткометражные картины. О том, зачем проводятся такие фестивали и в чём их польза, размышляет корреспондент «Конкретно.ру», который провёл на «Петербургском экране» свой мастер-класс.

Таланты съезжаются в Северную столицу

Во-первых, фестиваль – это целая неделя: 6 дней и 5 ночей. Сюда съезжаются детские коллективы в сопровождении педагогов творческих студий из разных городов России. В этом году в нём приняли участие юные мультипликаторы из Эстонии, Грузии, Украины, Литвы, Германии.
Они ловят вдохновение буквально во всём: звуках, архитектуре, граните, запахах Санкт-Петербурга. Даже его «серый цвет» и «дождь» для талантливых детей исполнены цвета! Как художнику мне очень нравится чёрно-белое кино, которое можно «раскрасить» воображением. Примерно так, наверное, дети воспринимают наш удивительный город, дышащий историей и легендами. Кстати, темой конкурса «фильм на одну минуту» на этот раз и был Санкт-Петербург.

Мне доверено вести для одарённых участников мастер-класс «Как писать сценарий». Впрочем, работы юных киношников не уступают творчеству взрослых коллег. Например, фильм Элис Джейн Маргариты Юльм «Дверь» – потрясающая картина из Таллинна: исключительно грамотно выстроенный хронометраж подчеркивает драматургию. Это настоящее авторское кино: оригинальный текст, озвучка, операторская работа, съёмка с нескольких камер, монтаж, хронометраж и профессионально выполненные титры.

Не менее высоких похвал заслуживает мультфильм «Школа» команды из Киева – здесь великолепно обыграны физические свойства пластилина, прекрасное владение физикой, геометрией и цветом. И вот этим всем: физика, геометрия, цвет, свойства пластилина – без единого слова – детям удалось рассказать целую историю.

Вспоминая Голливуд

В очной программе фестиваля гостеприимный город на Неве принял свыше 200 участников. Необходимо уточнить, что детские творческие студии, как правило, держатся на энтузиастах. А им катастрофически не хватает дополнительного образования, лекций, мастер-классов и творческих пособий – всего того, что помогло бы учителю рисования или физики в работе с творческими детьми.

Теоретически, возможность организовать подобное образование заочно есть в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Но вуз существует на гранты, поэтому оплачивать обучение тем, кто подготавливает будущих абитуриентов, чаще приходится самостоятельно. Суммы бьют по карману – есть курсы и за 100 тысяч рублей в семестр, и 30 тысяч – в месяц.

И хотя сам институт заинтересован, чтобы к началу обучения у будущих студентов уже были и базовые знания, и творческие работы, оценить наличие творческого потенциала и присмотреться к юных кинематографистам можно, пожалуй, на таких фестивалях как «Петербургский экран». Однако в отсутствии программы подготовки для преподавателей этих студий «не быть в России Голливуду».

Удивительно и то, что во всём мире давно выстроена система дистанционного образования. Ведущие вузы записывают лекции на видео и выкладывают в открытый доступ. Лучшие лекторы и практики ведут свои ютуб-каналы и инстаграмы. В разных городах на базе библиотек и других культурных центров устраивают творческие встречи. А для полноты картины издают книги, чтобы человек ушёл с мастер-класса не только впечатлённый и вдохновлённый, но ещё и получил пособие-руководство.

В России – двести кафедр журналистики, которая перестала быть только текстами, превратившись в медиа-продукт. А значит, это и документальное кино, и режиссёрская, и операторская работа. Нужны фотографы, карикатуристы, технические специалисты! Но студентов обучают работать в программах, которыми за рубежом пользовались двадцать лет назад. Или же, напротив, оставляют простор для творчества, не обращая внимания на «профессиональные навыки». А мир не стоит на месте. Меняются технологии, программы, формы и способы подачи материала, цвет, контрастность и интонация. 

Получается, едва ли не единственной возможностью познать настоящее – это общение вживую, на фестивалях, где можно познакомить участников с теоретическим и культурным базисом, показывая лучшие примеры и передовой опыт. 

Как рисовать мультики

Для творческих детей из Санкт-Петербурга, тяготеющих именно к техническому творчеству, которые стремятся выразить себя через визуальные искусства – мультипликацию, фотографию, кино, когда-то издательство «Фордевинд» затеяло серию «Чем заняться в дождь». Правда, как показал фестиваль, в других городах талантов не меньше: достаточно перечислить коллективы из Тюмени («Академия радости»), Ярославля («Детектив»), Петрозаводска и Таллинна. 

Что касается того, «Чем заняться в дождь», то в этой серии было издано несколько нужных книг: моя – «Как рисовать мультики», и две, созданные на базе лекций фотошколы Елены Счастливой, – «Фотография для детей и подростков» и «Фотография для родителей». Первоначально переданный редакции рабочий лекционный материал был переформатирован, разобран на части, обработан в манере, доступной для подросткового восприятия. 

Однако дальше дело не пошло. В магазинах книги «ручной работы» стоят слишком дорого для творческого человека. Издательству пришлось прекратить выпуск, хотя в планах были и проекты по созданию сценариев, и «как делать кино», и несколько книг о журналистике. 

Примерно в таком же положении, к сожалению, с 2008 года находятся и фестивали детского творчества. На организацию практически не выделяется денег. Вот и получается – четырёхстраничная брошюрка, дипломы и скромный фуршет. Отсюда формируется цель фестиваля – как-либо поддержать участников движения киновидеотворцов. Чтобы художник хотя бы показал свою работу творческому коллеге. А иначе что?

Запри художника в четырёх стенах, лиши аудитории и ценителей – и всё: мы потеряем его, очутившись в сером и тусклом мире, дожде и слякоти, воя от тоскливой безысходности.

Виктор Запаренко, художник, режиссёр-мультипликатор специально для «Конкретно.ру», фото Германа Павлова