Стоит ли ждать катастрофы Петербургу?

Зальёт, не зальёт, бабушка надвое сказала – шутят гидрологи. К версии о том, что через пять лет волна высотой примерно в четыре метра превратит город на Неве в Венецию, они относятся скептически. Разговоры о сильном наводнении, которое может прийти в город в 2024 году, основаны на теории о том, что они повторяются один раз в сто лет, чему служит доказательством два сильнейших разгула стихии в 1824 и 1924 годах. 

Во всём климат виноват

Просчитать научно наводнение 2024 года невозможно. Прогнозы начинают строить осенью, в начале сезона. Валерий Малинин, профессор, доктор географических наук кафедры прикладной океанографии ЮНЕСКО-МОК и охраны природных вод РГГМУ объясняет, наш подъём воды напрямую зависит от циклонов, которые бушуют над регионом в холодное время года. 
В заливе формируется так называемая нагонная волна, которая стремительно двигается к берегу. Такой тип наводнений называется морские нагонные. При этом, отмечает учёный, глобальное потепление сдвинуло график. Если несколько лет назад сезон мог начаться в августе, то теперь он начитается к октябрю, и максимальное число наводнений приходится на второй месяц зимы – январь. 
Плюс частота увеличивается. Десятилетия назад наводнения случались не так часто, как сейчас, и это тоже влияние изменения климата. Приборы для прогнозирования подобных погодных явлений в Петербурге находятся на Комплексе защитных сооружений. Они фиксируют изменения уровня воды, учитывают давление и некоторые другие параметры. 
При этом точно предсказать наводнение можно не раньше, чем за двое суток. В сезон разгула стихии на связи с КЗС постоянно находятся сотрудники МЧС и получают всю самую оперативную информацию. Исходя из этих данных, и принимаются решения о закрытии дамбы. 

Шторм нипочём

Сам Комплекс к осенним штормам готовят летом. Плавучие затворы-батопорты (от фр. bateau-porte) прошли технические испытания. Двери, запирающие кронштадтский корабельный фарватер, за годы работы остановили 16 сильных наводнений. Сотрудники КЗС шутливо называют их «Сапсанами» – за скорость, с которой механизмы выводят двери из доков. 
Гидравлика медленно, но точно соединяет затворы, всегда оставляя между ними необходимый технологический зазор в полтора метра. Батопорты проектировал КБ «Рубин», который строит атомные подводные лодки. По сути, усмехаются инженеры, эти затворы тоже подлодки, только плоские и кривые. Строили их на Балтийском и Выборгском судостроительных заводах. 
Подобная система затворов существует в мире только в Нидерландах, в Роттердаме, защищает порт. Батопорты там больше почти в два раза и отличаются некоторыми конструкциями. Считается, что эту систему мы с голландцами придумали одновременно. Наши раньше начали, а голландцы раньше закончили. 
Комплекс имеет длину 25, 4 км., общий подъём воды, на который рассчитана дамба, составляет 5,15 м. Вероятность возникновения такого высокого подъёма – раз в 1000 лет.
Современным наводнением считается поднятие уровня воды более чем на полтора метра над кронштадтским футштоком. Уровень до 2,1 м – это опасное наводнение, до 3,0 м. особо опасное, выше – это катастрофа. 
Город пережил три катастрофы – 10 сентября 1777 г. Вода поднялась выше 5 метров, 7 ноября 1824 г вода – до 4 м. 21 см, 23 сентября 1924 – на 3 м. 80 см. Данные по точному числу утонувших в 1924 году до сих пор засекречены, официально объявлены погибшими 10 человек. 

Защитный юбиляр

После наводнения 1824 года объявили международный конкурс на создание проекта защиты города от наводнений. В 1835 году французский инженер Пьер-Доменик Базен представил россиянам свой проект – он правильно определил природу наводнений и предложил построить дамбу в заливе. 
Конечно, на тот момент технически это было невозможно, идею посчитали фантастичной. Однако про неё не забыли и смогли реализовать более чем через 100 лет. В 1979 году было принято решение о начале строительства комплекса защиты города от наводнений. Строили объект 32 года – в 90-е годы процесс остановился, возобновился только в 2005 г. Так что в этом году у КЗС юбилей – 40 лет. 
Сотрудники говорят, со стороны жителей всегда были подозрения, что КЗС портит экосистему залива. Конечно, сказать, что огромный объект никак не влияет на природу, нельзя. Но сооружение имеет все экологические сертификаты и считается безопасным. Вода, циркулирующая в КЗС, очищается внутренними системами химической очистки и сбрасывается в залив в чистом виде. 
С севера города при подъезде к дамбе можно видеть заболоченные участки. Они спроектированы инженерами-экологами специально для размножения рыбы. По-научному это называется «создание искусственно заболоченных территорий для восстановления рыбных ресурсов». 
Не менее важное значение они имеют для перелётных птиц – гусей, казарок, лебедей. В последние пару лет на дамбе наблюдают увеличение числа видов пернатых, которые останавливаются на отдых. А некоторые даже начали гнездиться: КЗС облюбовали полярные крачки. Эти птички занесены в красную книгу. Чтоб размножаться, говорят биологи, им нужны вода, камни и отсутствие хищников. Неожиданно всё это птицы нашли на созданном человеком объекте, пришлось привыкнуть только к машинам. 
Вода свободно проходит через дамбу в специальных местах, рассчитанных инженерами. Для проведения экспериментов огромная модель КЗС была построена в здании на Гражданском проспекте, где сейчас расположился известный магазин стройматериалов. Там моделировались все процессы, которые происходят в акватории Финского залива. Инженеры определили, где больше всего проходит воды, и на тех местах сделали разрывы, всего в шести местах, чтоб не было застоев и для передвижения водных обитателей. На дамбе 64 пропускных отверстия. Все они во время наводнения перекрываются затворами. Дно под такими объектами забетонировано. 
Эти водо- и рыбопропускные места обожают рыбаки. С ними сотрудники КЗС борются, но любители с удочками снова возвращаются, ведь тут можно поймать даже балтийского лосося. Одно время дамбу винили в том, что залив с нашей стороны «зацвёл». Специалисты объясняют, размножение сине-зеленых водорослей зависит не от дамбы, а от глобального потепления. В прошлом году вода цвела также у берегов Германии и Финляндии. 

Время открывать

Общий ущерб от остановленных 16 наводнений оценивается в 95 миллиардов рублей. Это теоретические расчёты, по понятным причинам. 
На самое длительное время дамбу закрывали в 2015 году – створы были соединены 41 час. Максимальное время закрытия составляет 48 часов. Потом надо открывать и выпускать воду из Невы, иначе в городе начнётся уже речное наводнение. 
За время эксплуатации КЗС было зафиксировано два таких наводнения, в 2011-м и в прошлом году. Тогда вода в Неве достигла отметки 176 см. Не опасным для города считается отметка в 1,9 м. А такого уровня поднятия речных вод за время эксплуатации КЗС не наблюдалось. 

Екатерина Климина, «Конкретно.ру», фото автора