Проблемный каршеринг

Проблемы петербургского каршеринга обсудили члены экспертного клуба. В дискуссии участвовали представители двух комитетов Смольного – по транспорту и КРТИ, а также ГИБДД. Кто бесчинствует на петербургских улицах?
Каршеринг (аренда автомобилей) появился в Петербурге всего пять лет назад, в феврале 2014 года. Однако первые операторы прекратили деятельность, не проработав и года. Второй заход случился весной 2016 года, когда в город на Неве пришли операторы Colesa и YouDrive, вскоре к ним присоединилась компания «Делимобиль», а год спустя «Яндекс.Драйв» с самым большим автопарком. Помимо перечисленных, в Северной столице предоставляют услуги каршеринга Car5, Rentmee, CarSmile и Carenda.
Автомобили в аренду сдаются по поминутному тарифу, оформить услугу можно как в офисе компании, так и электронным способом. Оставлять машину в Петербурге разрешено только в пределах КАД, так что для поездки на дачу придётся оформлять и оплачивать длительную аренду. Арендатор несёт полную материальную ответственность за автомобиль, и в случае ДТП обязан сразу известить компанию, прислав фотографии с места происшествия даже в том случае, если не является виновником аварии.

Они часто попадают в ДТП


Собственно эту тему – нарушение ПДД – и подняли первой. По информации организаторов круглого стола «Тёмная сторона каршеринга: как не стать жертвой», в первом полугодии в России зарегистрировано 212 ДТП с участием арендованных автомобилей, в них погибло 10 человек, 277 получили ранения. За весь 2018 год произошло 143 ДТП, в которых также погибло 10 человек, а 200 были ранены. 
Большая часть аварий произошла из-за водителей арендованных машин. Самые распространенные нарушения, приведшие к ДТП: неправильный выбор дистанции и непредоставление преимущества другим машинам на перекрёстке (17% и 16% соответственно). Третье место делят неправильный скоростной режим, нарушение правил перестроения и непропуск пешеходов (8-9 процентов).
Подполковник полиции, начальник отделения технического надзора 4 отдела УГИБДД МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дмитрий Горбатов сообщил, что отдельной статистики ДТП по каршерниговым автомобилям не ведётся. Но специально к заседанию круглого стола он выбрал автомобили компании YouDrive (единственный оператор, согласившийся озвучить свои проблемы): за 9 месяцев они стали участниками 352 происшествий в городе и области. 
«Каршерингом чаще всего пользуется молодёжь, а молодые люди плохо осознают ответственность, – замечает Горбатов. – Кроме того, автомобили арендуют для перевозки наркотиков и оружия».

Не хватает законодательного регулирования


Депутат Законодательного собрания Алексей Цивилев утверждает, что услуги каршеринга не прописаны в Гражданском кодексе, а юридическая неопределённость и законодательный пробел не позволяют ставить заслон на пути несознательных водителей. 
По его информации, за руль арендованного автомобиля садятся люди, лишённые прав, находящиеся в алкогольном опьянении и несовершеннолетние. А всё потому, что для аренды автомобиля через Интернет можно использовать чужой профиль, или предъявить фотографию старых недействующих прав. Более того, оператор, предоставляя автомобиль в аренду, не видит вживую арендатора, не знает, в каком состоянии тот находится и не несёт никакой ответственности за свои действия.
Председатель всероссийского общества автомобилистов и регионального отделения города и области Валерий Солдунов поддержал законодателя. «Я член Общественной палаты Санкт-Петербурга, – напомнил он, – к нам регулярно приходят письма и жалобы участников дорожного движения. Но без правовой базы развивать такие услуги, как каршеринг, трудно. Нарушений становится больше. Мне кажется, все, и в первую очередь компании-операторы, должны быть заинтересованы в наведении порядка. Может быть, операторам пора начать движение в законное поле?»

Пора стать ответственнее


Старший юрист компании YouDrive Андрей Лагутин возразил сомневающимся, что бизнес ведётся в рамках действующего законодательства. В Москве уже давно, поэтому там рынок устоялся, а наличие видеокамер на дорогах позволяет легко решать возникающие конфликты. 
В столице каршеринговые автомобили имеют право на льготы на платных парковочных пространствах. Петербургские чиновники пока не готовы предоставлять подобную услугу, так как здесь платное парковочное пространство невелико, всего 3000 мест. Также в Севеной столице недостаточно видеокамер на дорогах, а потому требуется больше усилий для задержания водителя, бросившего машину, попавшую в ДТП, или совершившего иное правонарушение.
Выступивший позже региональный менеджер каршеринга YouDrive Алексей Генералов считает, что должно поменяться мировоззрение пользователя каршеринга – люди обязаны понимать, что они несут ответственность как за сохранность автомобиля, так и за находящееся в нём оборудование. 
«Мы укомплектовываем автомобили детскими креслами, их уносят с собой, – сетует Генералов. – Крепим их тросом, и всё равно уносят. Вынуждены оставлять у себя запасные колеса и домкраты, потому что крадут. Мне кажется, наши автомобили воспринимают донорами». 
Между тем, большинство каршеринговых автомобилей взято в лизинг, а контролировать каждый шаг арендатора компания не в состоянии. Предложение депутата Госдумы Василия Власова оборудовать машины видеокамерами региональный менеджер каршеринга YouDrive отверг, так как это, по его мнению, бессмысленно: передача данных в режиме он-лайн со всех автомобилей одновременно просто обрушит сервер компании. Кроме того, для контроля в режиме реального времени нужно много людей, никакая компания не потянет столько работников.
«Вопрос глобальный и найти решение проблемы в течение двух часов нельзя, – заявил генеральный директор компании «Современные технологии» Денис Корчагин. – Не существует технологии передачи потокового видео, тем не менее, компания должна нести свою долю ответственности. Мы будем продвигаться, если все стороны – и бизнес, и государство, и потребители каршернига – будут заинтересованы в развитии». 
Алексей Цивилев сообщил в заключение, что он разрабатывает пакет законов для регулирования каршеринга и пригласил всех операторов принять в этом полезном деле посильное участие.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото из открытых источников