Чем больше ЗНОП, тем чище воздух

Большой город не выживет без внимания и заботы об экологии. В этом убеждён Михаил Амосов, член постоянной комиссии ЗакС по экологии и природопользованию. Он намерен добиться внедрения системы раздельного сбора мусора (предусмотрев создание системы стимулов для горожан), расширить площадь зелёных насаждений и внедрить постоянный надзор за обращением ядерных материалов на судостроительном заводе, где ведётся сооружение серии атомных ледоколов.

Упаковка – зло


– В последнее время на защиту климата и экологии встаёт все больше народа в разных странах, в том числе, и в России, а как реагируют по поводу среды обитания в отдельно взятом мегаполисе – Санкт-Петербурге?

Мы все живём на одной планете, поэтому, перефразируя известную цитату «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», скажу, что от экологических проблем не можем быть свободны, как и всё человечество. 
Но у нас есть и свои особенности. Общество потребления, членами которого мы с вами стали относительно недавно, в целом производит гораздо больше мусора, чем в советские времена. В первую очередь, это связано с упаковкой. Сегодня все товары, особенно, продовольственные, продаются в упаковке, как правило, пластиковой, не разлагающейся. 
Система продажи упакованных товаров перенесена в Россию из Западной Европы, и в ней есть смысл: это не просто удобно, но ещё и гигиенично. Пластиковая упаковка защищает от микробов, поэтому люди стали заметно меньше болеть. Негативная сторона – большое количество мусора, по объёму отходов на человека мы приближаемся к Финляндии, Германии, ряду других развитых стран. 
Но там, в отличие от нас научились мусор перерабатывать. Разумеется, далеко не весь мусор пускают во вторичное использование, но значительную часть отходов на Западе перерабатывают. А мы до сих пор действуем, как было и в советские времена: весь мусор просто вывозим на полигоны. Впрочем, поступаем даже хуже, потому что в пору СССР собирали бутылки, бумагу, металлолом, нередко и пищевые отходы, а сейчас этого практически нет.

– Ну, у нас же уже несколько лет пытаются запустить реформу по обращению с отходами. Единого оператора, вроде, выбрали…

Оператора-то выбрали, вот только зачем? Например, в Петербурге довольно развитый конкурентный рынок в части вывоза отходов. А начинать следует с другого – определения политики в этой сфере. 
Я считаю, что для нас был бы очень полезен опыт наших финских соседей, где нет ни единого оператора, ни свалок. Там примерно половина мусора сортируется гражданами дома. Люди отдельно собирают стекло, бумагу, пластик. Такая же ситуация в Германии и других развитых странах, которые прошли большой путь в направлении раздельного сбора бытовых отходов. 
Альтернативой этому может служить промышленная сортировка мусора, о внедрении которой у нас тоже задумываются. Но в чем тут разница? Сортируя отходы дома, финны и немцы за это не платят, поскольку тариф за вторичную переработку уже заложен в цену упаковки. При промышленной сортировке приходится платить и немало. «У них» плата за вывоз мусора с домашней сортировкой в два раза меньше, чем без неё. 
Кроме того, в той же Финляндии люди получают небольшую плату, сдавая пластиковые бутылки в автоматы, которые есть во всех гипермаркетах. И эта система работает в Западной Европе уже много лет. Всё, что не удалось рассортировать, везут на мусоросжигательные заводы. После сжигания остается зола, но её объем в 12 раз меньше, чем первоначальный объём бытового мусора, образуемого в домах и квартирах, например, финнов. При этом золу можно использовать в дорожном строительстве. Очень важно то, что финский парламент принял специальный закон, полностью запрещающий вывоз бытового мусора на свалки. На мой взгляд, это правильный подход: не загрязнять планету мусором.

Вернуть приём стеклотары


– В нашем городе, как вы правильно подметили, почти все отходы везут на полигоны. Есть ли возможность переломить эту ситуацию?

Напомню, что раньше везли на свалку в Новоселках, которую, для красоты называли полигоном. В конце 2017 года, наконец, её удалось закрыть, сейчас там проводятся работы по рекультивации. 
Но, как вы понимаете после закрытия этой свалки, мусора меньше не стало, и теперь его везут в Ленинградскую область. И если проблемой срочно не заняться, то вокруг города вырастет целый пояс свалок. Поэтому сегодня задача номер 1 – внедрение раздельного сбора мусора. 

– Как подвигнуть петербуржцев на сортировку мусора дома? Учитывая, что полгорода до сих пор живёт либо в маломерных хрущевках, либо в коммуналках?

Это можно сделать, если стимулировать горожан. А начать надо с обязательной привязки контейнерных площадок к многоквартирным домам. Только в таком случае можно будет определить, какой дом сколько производит мусора. И тариф привязать к этому вывезенному на сжигание мусору. 
Дом в целом должен платить за произведённый объём отходов. Чем меньше отходов, тем ниже плата. Вот вам и стимул. В контейнер люди будут выносить только тот мусор, который не подлежит сортировке. 

Кроме того, нужно создать условия для приёма сортированного мусора (в магазинах организовать приём стеклянной и пластиковой тары, опасных отходов – батареек, люминесцентных ламп). За сданные отходы люди должны получать чеки, по которым можно расплачиваться в этом же магазине. Человеку будет выгоднее меньше производить мусора, а это прямой путь, повторюсь, к стимулированию домашней сортировки. Чем больше отсортировал, тем меньше заплатил за вывоз. 
Для создания такой системы нужны определённые правила. На мой взгляд, эти правила лучше принять не в виде правительственного постановления, а в форме городского закона. Надеюсь, что нам удастся подготовить такой законопроект до появления единого оператора. 

И внешний контроль над ядерным топливом


– Ещё свежа в памяти история с плавучей электростанцией, которую собирались загружать ядерным топливом прямо в центре города. Чем дело закончилось?

Ситуация не закрыта. Да, загрузку ядерного топлива прямо в центре города на плавучую электростанцию «Академик Ломоносов», которую построили на заводе для Чукотки, удалось предотвратить. Экологи из «Гринпис» и других организаций организовали целую кампанию против загрузки топлива в Петербурге. Я их активно поддерживал в городском парламенте. 
В результате было принято мудрое решение – плавучую АЭС отбуксировали в Мурманскую область, где и провели загрузку топлива. А уже оттуда повели её к месту назначения. Это хорошо, но вот в чём проблема – сейчас на том же судостроительном  заводе строят несколько атомных ледоколов среднего класса. Они не приспособлены для буксировки, а значит, загружать топливо будут прямо в центре города.

– И что делать?

Есть государственный орган, призванный осуществлять надзор за обращением ядерных материалов. Правительством России установлен перечень организаций, где подобный контроль осуществляется постоянно. Контролеры, например, могут в любое время провести проверку в Радиевом институте имени В. Г. Хлопина. 
Другой пример – я недавно общался с руководством Росатомфлота в Мурманске, где расположена база атомных ледоколов и где время от времени проводят перезагрузку ядерного топлива. И у них там действует режим постоянного контроля. А у нас этого нет, поскольку завод, о котором идёт речь, в такой перечень не входит.
Думаю, что в интересах горожан такой контроль на заводе ввести. На предприятии должно быть специальное оборудование для загрузки ядерного топлива, оборудованное хранилище, куда оно будет поступать, и откуда его будут загружать в ледоколы. За этим хозяйством должны наблюдать внешние контролеры. Но пока попытку провести такой контроль пресекла прокуратура. Прокурор считает, что нельзя кошмарить бизнес проверками. 
А ведь в данном случае речь идёт о безопасности пятимиллионного мегаполиса. На последнем заседании комиссии по экологии решили подготовить обращение в Правительство России, поскольку именно оно принимает решение о включении предприятий в перечень постоянного контроля.

– На пленарном заседании городского парламента 16 октября опять вносили изменения в закон «О зеленых насаждениях общего пользования» (ЗНОП). По-моему, чаще него правят только Социальный кодекс…

И правильно делают. Чем больше территории внесём в ЗНОП, тем чище воздух будет в городе. Например, группе депутатов, в которую входил и я, удалось внести в ЗНОП и тем самым отстоять зелёную зону в устье Смоленки. 
Сейчас есть две важные задачи: не допустить стройку в Муринском парке и в буферной зоне Лугового и Английского парков в Петергофе. Именно через эти парки (Луговой и Английский) проходит водоподводящая система фонтанов. По-моему, строить здесь нельзя.

Беседовала Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото из открытых источников