Читаем дважды: суд – не сад…

Неоднозначный законопроект «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования», предусматривающий передачу территории сада на Неве под судебный квартал, депутаты рассмотрели сразу в двух чтениях. Смольный сумел найти аргументы в дискуссии с жителями.
Представитель губернатора, член правительства Юрий Шестериков попросил на поправки пять минут. Напомним, неделей ранее на заседании комиссии по городскому хозяйству первый заместитель председателя Комитета по контролю за имуществом Елена Пастухова говорила о необходимости создать рабочую группу и ко второму чтению уладить все разногласия.

Президенту не возражают


Юрий Шестериков, представляя документ, начал издалека. По его словам, 23 апреля на встрече с Президентом был представлен новый проект застройки Мытнинской набережной. В результате, по поручению главы государства, комплекс зданий Верховного суда перенесли на земельный участок, севернее Орловской улицы. И теперь законопроект предлагает исключить зеленую зону, площадью 2,85 га, из перечня зелёных насаждений общего пользования (ЗНОП). 
«Юристы законодательного собрания никаких коррупциогенных факторов в документе не обнаружили», – завершил чиновник.
Наиболее внимательно Шестерикова, похоже, выслушали единороссы. Их поддержали, скорее всего, представители ЛДПР и Михаил Амосов, заявивший о своём согласии с законопроектом с трибуны. Так можно судить, глядя на итоги голосования при принятии документа за основу (38 «за», 1 воздержался и 8 «против»). 
Против голосовали справедливороссы, накануне заседания подавшие заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность ликвидации зелёной зоны в Центральном районе, где на каждого жителя приходится всего 4,42 кв. м зелёных насаждений при нормативе 6 кв. м, яблочник Борис Вишневский, представитель фракции «Партия Роста» Максим Резник и двое коммунистов (Александр Рассудов отнёс переезд Верховного суда в Петербург к позитивным событием, хотя и раскритиковал отношение руководства города к ЗНОП). 
Кто и как голосовал из оставшихся членов фракции «Партия Роста» сказать сложно…

А если мантии против?


Депутат Денис Четырбок напомнил чиновнику, что исключение территории из ЗНОП возможно только при предоставлении компенсирующей территории, и поинтересовался, чем планируют компенсировать сад на Неве. 
«Выделено пять новых участков, общей площадью 3,5 га, – ответил Юрий Шестериков. – Все они прошли инвентаризацию и готовы к включению в перечень ЗНОП». Депутат Борис Вишневский попросил озвучить, как изменится цифра обеспеченности жителей Центрального района. «После принятия закона будет 4,46», – проинформировал докладчик. 
«Почему же вы сразу не внесли компенсирующие территории в законопроект, если вы их уже подготовили?» – продолжал Вишневский. Ответ чиновника удивил: «Территория Тучкова Буяна 10,9 га и там будет парк. А под садом на Неве предполагалось проложить Орловский тоннель». Хотя норматив по зелени в Петроградском районе перевыполнен, тогда как в Центральном её не хватает, а Орловский тоннель не предполагал уничтожения сада на Неве.
Эсер Александр Егоров усомнился, согласованы ли эти действия с федеральным центром. «А если Верховному суду не понравится это место, вы удовлетворите его ходатайство и снова перенесёте куда-нибудь?» – задала вопрос депутат Ирина Иванова. 
«Не обратится, – уверенно заявил представитель губернатора, - ведь из окон открывается вид на Неву». На последний вопрос (от Михаила Амосова): «Планируется застраивать прилегающую к саду производственную территорию?», последовал отрицательный ответ.

И прения разгорелись


Обсуждать законопроект с трибуны взялись Борис Вишневский, Михаил Амосов, Александр Егоров, Андрей Васильев, Александр Рассудов и Вячеслав Макаров. 
Первый отметил, что переезд Верховного суда в настоящий момент совершенно неактуален, ничего не даёт ни для престижа города, ни для правосудия. «Верховный суд – это около 200 судей и тысячи сотрудников аппарата, все с машинами с мигалками, которые ухудшат и без того сложную транспортную ситуацию в центре города, – подчеркнул Борис Вишневский, – тем более, что Верховный суд не защищает ни репрессированных, ни тех, чьи избирательные права были нарушены». 
Александр Егоров акцентировал внимание на том, что закон запрещает исключать территории из перечня ЗНОП, если норматив по зелени не соблюдается. 
Михаил Амосов, в свою очередь поддержал переезд Верховного суда на берега Невы и обещал голосовать за законопроект, если будут поддержаны его поправки к нему – о включении в ЗНОП застраиваемой части Муринского парка и буферной зоны между Луговым и Английским парками в Петергофе. 
Андрей Васильев отметил, что спорная территория является неухоженной зелёной зоной, на ней планировали ранее построить здание Законодательного собрания Ленинградской области. «Мы должны быть благодарны Президенту и за парк, и за Верховный суд», – высказал он свою позицию.

Александр Рассудов, положительно оценив переезд Верховного суда, отметил, что городу нужна политика в отношении зелёных насаждений. «Мы вынуждены действовать, как некий зелёный спецназ, – посетовал он. – Надо что-то менять с отношением к ЗНОП».
Подводя итог обсуждению, спикер парламента Вячеслав Макаров сказал: «Наши судьи, в отличие от Европейского суда, – люди с кристально чистой репутацией. Переезд Верховного суда в Петербург не только даст тысячи рабочих мест нашим юристам, но и сделает культурную столицу юридической столицей России».

В качестве компенсации


Ко второму чтению губернатор предложил включить в ЗНОП в качестве компенсации шесть территорий без названия: бульвар по набережной Обводного канала от Кременчугской улицы до линии Октябрьской железной дороги (0,486 га); бульвар на Синопской набережной у Большеохтинского моста (0,606 га); бульвар на улице Черняховского (0,584 га); сквер у моста Александра Невского (0,53 га); бульвар на Воскресенской набережной (0,991 га) и бульвар на Захарьевской улице (0,422). Иными словами, в перечень ЗНОП подлежат включению действующие зелёные насаждения.
Как замечают противники законопроекта, в результате площадь зелени на каждого жителя Центрального района не вырастет на 4 кв. см, а существенно сократится. Кстати, поправки Михаила Амосова, которого спикер похвалил за профессионализм (подготовить поправки за пять минут не каждый сможет) прокатили: он не сумел убедить Смольный в своей правоте.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото с официального сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга