Транспортная реформа буксует, не начавшись

Преобразования, которые правительство города изначально предполагало запустить с 1 января 2020 года, а сейчас перенесло на 15 июля, вызывают всё больше критики не только среди горожан, но и у депутатов. Обоснована ли она, попробовал разобраться корреспондент «Конкретно.ру».
Проект постановления Смольного «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Санкт-Петербурге» обсудили члены постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания 4 марта. Тогда же была создана рабочая группа, призванная поправить документ, дабы не испортить и без того непростую ситуацию с общественным транспортом. Её возглавил депутат Константин Чебыкин.

Константин Александрович, прошёл достаточный срок с момента создания рабочей группы. Что удалось сделать за это время?

– Мы провели несколько совещаний, но так и не смогли найти общего языка с чиновниками, поэтому я предложил провести общественные обсуждения этого документа в районных администрациях. Первое из таких обсуждений прошло в моём Василеостровском районе. Надо отдать должное чиновникам, они пришли большим десантом и пытались объяснить, почему разработан именно такой документ. 
На тот момент в нашем районе оставался только один коммерческий маршрут. Прямо на совещании, в ручном режиме мы внесли ещё несколько важных маршрутов, без которых людям придётся добираться до дому на нескольких видах транспорта.

Но ведь вице-губернатор Эдуард Батанов гарантирует, что будет введён разовый билет с действием на 1,5 часа, который позволит горожанам пересаживаться с одного вида транспорта на другой, не внося дополнительной платы.

– Это так. Но, во-первых, только на переходный период. А во-вторых, где гарантия, что автобусы не будут опаздывать и люди смогут воспользоваться своим правом ехать полтора часа по одному билету?

Хорошо, а кто вообще придумал эту реформу и зачем?

– Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции 2017 года предписывает регионам провести реформу до 2020 года включительно и предоставляет только два варианта – регулируемые и нерегулируемые перевозки пассажиров. 
Санкт-Петербург выбрал первый вариант и решил отказаться от коммерческих перевозок. Главная цель – удобство и безопасность пассажиров. Мы полностью поддерживаем правительство и считаем, что реформа нужна. С небольшим дополнением. Из ныне сложившейся, удобной для горожан маршрутной сети следует убрать только дублирующие маршруты. Все остальные, к которым люди привыкли, должны остаться. 

Предлагаемая же Смольным маршрутная сеть практически полностью исключает коммерческие маршруты, оставляя только социальные. Но должен подчеркнуть, что в ходе общественных обсуждений ряд маршрутов удалось вернуть.

 Да, Эдуард Батанов даже озвучил цифру: в документ внесено 30 правок, половина из них по трассировке маршрутов. Между тем, расписание социальных маршрутов составлено так, что те из них, которые имеют дублирующие коммерческие маршрутки, ходят в час пик один раз в 30 минут, а в остальное время один раз в час. Маршрутки же бегают с интервалом в 10 минут. Что будет, если их уберут?

– Смольный обещает, что автобусы будут ходить чаще, более того, за нарушение расписания перевозчиков будут штрафовать.
На только что состоявшемся заседании комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству выступали представители комитетов по транспорту, по развитию транспортной инфраструктуры, финансов, а также научное сообщество и перевозчики. Главный итог, который можно вывести из этого обсуждения – город к проведению транспортной реформы сегодня не готов. 
Например, до начала реформы необходимо закупить 1800 больших автобусов и 800 средней вместимости. Все их надо обкатать. На это нужно время. Подчеркну, техника ещё не закуплена. Кроме того, должны быть установлены 590 новых остановочных пунктов. Пока обещают установить 200. 
Кроме этого, следует расширить съезды в карманы, которые не приспособлены для больших автобусов, построить разворотные кольца на концах новых маршрутов. На всё требуется не только время, но и деньги, которые пока в бюджет следующего года не заложены. Правда, комитет финансов обещает внести нужную сумму к второму чтению бюджета.

 Как реагируют перевозчики?

– На заседании были представители крупнейшего коммерческого парка. Они, конечно, за реформу, но перевозчиков волнует проблема резервирования техники. 
 Понятно, что денег на покупку больших автобусов у частных компаний нет, их будут брать в лизинг. Конечно, перевозчиков беспокоит возраст автобусов – транспорт должен быть не старше 1 января 2018 года. Также не решена проблема с водителями, с их регистрацией. В настоящее время на частных маршрутах работает много незарегистрированных в городе водителей. Одним словом, вопросов пока много…

Беседовала Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото с личной страницы Константина Чебыкина в соцсети ВКонтакте