Межведомственное взаимодействие между комитетами по социальной политике и здравоохранению? Его нет…

Проблемы здравоохранения усугубляются год от года. Это каждый ощущает на себя. Что изменится, если модернизировать федеральное и региональное законодательство? Станет ли больных меньше, а врачи – профессиональнее? Корреспондент «Конкретно.ру» побеседовал с заместителем председателя постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания Александром Егоровым

 Александр Борисович, улучшит ли ситуацию в здравоохранении перевод всех поликлиник в формат бережливых, который столь активно продвигает губернатор Санкт-Петербурга?

– Внедрение метода бережливого отношения прорабатывалось несколько лет назад не для здравоохранения. Но решили начать его внедрение в поликлиниках. 
На самом деле, идея неплохая, только вот внедрять её наскоком, как это делается в Петербурге, не имеет смысла. Нужен какой-то переходный период. Во-первых, у нас не все рабочие места врачей и медицинских сестер оборудованы компьютерами. Во-вторых, пожилые врачи, а их сегодня достаточно много, не всегда способны профессионально пользоваться компьютером, что значительно замедляет приём пациентов. Кроме того, и пациенты не всегда способны осознать преимущества цифровизации. 
Поэтому я выступаю за то, чтобы сосуществовали разные формы предоставления медицинских услуг: и записи на приём, и ведения медицинских карт. Нужен определённый период, чтобы люди могли приспособиться. Бережливая поликлиника должна быть бережливой прежде всего к человеку, к его здоровью. К пациенту надо относиться уважительно на всех уровнях.

Отраслевое лукавство


– Как правило, записаться к специалистам непросто. Для того чтобы попасть, например, к пульмонологу, недостаточно направления лечащего врача, на приём записывают на 3-3,5 месяца вперед. За это время человек либо выздоровеет, и в консультации отпадёт необходимость, либо помрёт, и кому в таком случае нужны отсроченные на квартал консультации? А платно, кстати, тот же пульмонолог сможет принять больного через пару дней…

– Везде есть определённые уловки. И мне совершенно непонятно, почему из федеральной государственной программы исчез раздел о защите прав пациентов и рекомендациями, куда обращаться в случае проблем с медобслуживанием. Сразу тот же раздел был исключён из городской программы. Между тем, в неё были прописаны страховые компании, которые должны блюсти интересы застрахованных, они за это деньги получают. Я по этому поводу переписку вёл, подавал поправки, когда мы принимали территориальную программу на очередной год, но их отклонили.

И куда жаловаться, если в районных поликлиниках есть не все специалисты, а кто-то из них вообще выведен в районные консультационно-диагностические центры?

– Надо начинать с того учреждения, где человек проходит обследование или лечение. Первая ступень – заведующий отделением, далее начмед по лечебной работе, затем главврач учреждения. Если пациент не получил удовлетворения, в страховую компанию. Страховой инспектор призван защищать права пациентов, и страховые компании этим активно занимаются. 

Законодательство требует обновления


 Как депутат Законодательного собрания, вы формируете законодательное поле города. Сфера здравоохранения у нас хорошо урегулирована?

– Жизнь не стоит на месте, поэтому даже хорошие законы требуют время от времени корректировки. Принимается в третьем чтении проект закона «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «Об основах организации охраны здоровья в Санкт-Петербурге». Документ не только гармонизирует полномочия по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания петербуржцам медицинской помощи, но и значительно упростит для граждан поиск норм закона, регулирующих полномочия власть предержащих.
Также подготовлен проект закона о внесении изменений в статью 70 закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга». В ней речь идёт о том, что Почётным донорам России и СССР предоставлено право бесплатного проезда в пригородных автобусах с 27 апреля по 31 октября. Но не везде есть автобусное сообщение. 
Поэтому мы предлагаем наделить Почётных доноров в качестве дополнительной меры социальной поддержки правом бесплатного проезда на электропоездах пригородного сообщения за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга. У нас их всего 4280 человек, так что больших расходов не потребуется. Тем более что Почётные доноры, достигшие пенсионного возраста, и так пользуются правом бесплатного проезда.

 Насколько мне известно, в городе постоянно вспыхивают проблемы с отдельными группами больных: то инсулина и тест-полосок не хватает диабетикам, то возникают проблемы с лечением петербуржцев, страдающих гепатитами, то испытывают трудности онкологические больные…

– В Санкт-Петербурге ещё в 90-е годы был принят закон «О целевых программах», и в соответствии с ним в 1997 году приняли Закон о целевой медико-социальной программе «Профилактика диабета и его осложнений на 2001-2005 годы», а затем продлили ее действие. 
Целевые программы разрабатывались и реализовывались исполнительными органами власти, а принимались законами и контролировались депутатами, то есть был чётко реализован конституционный принцип разделения двух ветвей власти. Диабетиков в городе порядка 150 000, в том числе, 120 000 инсулинонезависимых и 30 000 получающих инсулин. 
Кроме того, главой 17 Социального кодекса Санкт-Петербурга установлены категории лиц, которые обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, но только в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом «О бюджете». Из чего следует, что не все получат бесплатные лекарственные средства и медицинские изделия. Более того, сведения о вновь выявленных заболевших должны вноситься в регистр больных сахарным диабетом в момент их выявления, а не в конце года, то есть человек в течение длительного времени лишен права доступа к бесплатным лекарствам. Ещё одна проблема – нехватка лекарств в конце текущего и начале следующего года, либо финансовые средства уже исчерпаны, а лекарственные препараты закончились, либо конкурсные процедуры пока не проведены и лекарства не закуплены. 
Учитывая эти провалы в обеспечении диабетиков лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, при комитете по законодательству была создана рабочая группа в составе депутатов Ольги Ходуновой, Сергея Купченко, которую я возглавил, по доработке проекта закона, представленного Санкт-Петербургским диабетическим обществом. 
Законопроектом вводится региональный регистр больных сахарным диабетом, что позволит персонализировать подходы к оценке потребности в лекарственных препаратах и средствах контроля глюкозы крови, достоверно и точно рассчитать потребность и необходимое финансирование на покрытие этих расходов, а также предлагается создать региональный резервный запас жизненно необходимых противодиабетических препаратов, в частности, инсулина и тест-полосок. Законопроект уже принят во втором чтении. Кроме того,
А весной Законодательное собрание направило министру здравоохранения Веронике Скворцовой обращение с предложением разработать и внедрить стандарты оказания медпомощи при инсулинозависимом и инсулинонезависимом сахарном диабете с целью повышения качества жизни больных сахарным диабетом и оптимизации диабетологической помощи населению. Ответ пока не получен. 

Без федералов никак


 Много ли обращений отправляет городской парламент федеральным чиновникам в сфере здравоохранения и реализует ли право законодательной инициативы на федеральном уровне?

– Мы этой мерой не злоупотребляем. Но в настоящее время я направил в Государственную думу проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в частикасающейся наделения медицинских организаций правом создавать попечительские советы медицинских организаций
Попечительские советы нужны для реализации общественной творческой инициативы и деловой активности физических и юридических лиц. Основной целью создания таких советов является поддержка деятельности и, в первую очередь, государственных учреждений здравоохранения с целью улучшения качества оказания медицинской помощи, путём изыскания внебюджетных источников финансирования, но не только. Они разрабатывают предложения по улучшению деятельности учреждения. Часто бывает со стороны виднее, что и как изменить. Занимаются координацией работы немедицинских учреждений, участвующих в обеспечении деятельности медицинской организации. 
Также подготовили обращение к вице-премьеру Татьяне Голиковой, о сокращении сроков разработки и утверждения программы государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи на очередной финансовый год. Проблема в том, федеральная программа, на основе которой разрабатываются региональные программы, поступает в регионы в середине декабря, уже после утверждения законов о бюджете города и территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Это приводит к нареканиям со стороны прокуратуры, так как в бюджете ТФОМС указаны прогнозные показатели, а они не всегда совпадают с установленными на федеральном уровне. Мы считаем, что федеральная программа должна поступать в регионы до принятия законов о бюджете, не позже октября.

Ваше отношение к объединению разных медицинских учреждений под одной крышей. Объединяют по несколько поликлиник под руководством одного главврача. Недавно прошло довольно громкое объединение госпиталя для ветеранов войн, больницы № 46 для жителей блокадного Ленинграда и реабилитационной больницы № 23…

– Действительно по всей стране идут широкомасштабные преобразования в сфере здравоохранения путём оптимизации учреждений здравоохранения, и Санкт-Петербург не стоит в стороне. 
И это притом, что руководством страны оптимизация укрупнением признана ошибочной. Описанный вами случай – наглядный пример отсутствия организационного и экономического обоснований объединения, а также оценки социально-экономических последствий реорганизации. В связи с этим мы с Оксаной Дмитриевой подготовили проект федерального закона, требующий заранее давать оценку последствий реорганизации. Подобный порядок существует при ликвидации учреждения. Но мы считаем, что при проведении реорганизации путём присоединения также следует предвидеть и чётко оценивать её последствия. 

Трудный закон


 Есть ли ещё какие-то законодательные инициативы, о которых вы хотите проинформировать горожан?

– Второй год в рамках рабочей группы, созданной по инициативе вице-губернатора Анны Митяниной, разрабатывается законопроект «Об основах организации оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения в Санкт-Петербурге». В 2012 году аналогичный закон был внесён в Законодательное собрание, но его не приняли, потому что, думаю, документ опередил своё время. 
Сейчас позиция верховной власти активизировалась в связи с Указом Президента № 204, в котором чётко прописана работа с гражданами старшего поколения. Глава государства считает, что жизнь людей в возрасте должна быть полноценной и качественной, и это мотивирует нас разрабатывать проект закона Санкт-Петербурга. Тем более что в соответствии со Стратегией действий в интересах старшего поколения регионы за 6 лет получат более 12 млрд. руб. на программу «Старшее поколение», в которой предусмотрены меры по долговременному уходу, и порядка 44 млрд. руб. предусмотрено на проживание пожилых людей в стационарных условиях. Добавьте сюда 1,036 трлн. руб. на нацпроект «Здравоохранение» в целом.
Сегодня в городе отсутствует межведомственное взаимодействие между комитетами по социальной политике и здравоохранению. У каждого свой регистр, своя база. Наша цель – организовать комплексную медико-социальную помощь, которая повысит качество жизни людей старшего поколения, с одной стороны, и освободит медицинские учреждения от лишней нагрузки, с другой. Ни для кого не секрет, что поликлиники переполнены пожилыми людьми, которым, зачастую, достаточно простой беседы с врачом. 
Помимо того, у пожилых больше сопутствующих болезней и лучше к их обследованию подходить комплексно. Нам кажется, что формирование индивидуальных пакетов медико-социальных услуг будет оправдано. На федеральном уровне уже внесён закон о комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения в РФ. Но наш закон отличается в корне. Мы делаем упор на формирование индивидуальных пакетов медико-социальных услуг и взаимодействие двух комитетов. 
Но идёт он очень сложно, потому что отсутствует федеральное регулирование. Мы его четыре раза безрезультатно вносили в юридическое управление парламента, документ отклоняется, потому что в нём есть понятия, которых отсутствуют в правовом поле. Но мы всё же надеемся, что время этого закона пришло.

Беседовала Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото из открытых источников
 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга