Петербургские инвалиды ждут 150 собак-помощников

В ситуации, когда привычный мир рушится для здоровых людей, людям с ограниченными возможностями приходится ещё труднее – особенно, когда по городу расползается эпидемия. Петербургские депутаты Денис Четырбок и Анастасия Мельникова выступили с законодательной инициативой о внесении изменений в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации».

Коляска на буксире


Денис Четырбок не скрывает: инициатива, на самом деле, принадлежит руководителю проекта «Собака-помощник» Максиму Сорокину, который занялся этой проблемой не случайно: он сам передвигается на коляске, а собака – это не просто друг.
– У меня немецкая овчарка, кобель, весом 48 кг, – рассказывал Сорокин нашему корреспонденту год назад на слёте социальных предпринимателей Ленинградской области. – Его основная функция – буксировка коляски. Мы гуляем с ним по 10-15 км, и всё это время рулит пёс. И всегда понимает, когда надо свернуть, а главное – мы ни в кого не врезаемся.
Но таких собак в России, по информации Сорокина, практически нет, тогда как в Европе, США и Австралии существует специальная подготовка четвероногих помощников инвалидов – «Service dog» и «Assistance dog».
В России есть собаки-поводыри, замечает Максим, а других собак-ассистентов для людей с иными категориями инвалидности никто не готовит. Поэтому Сорокин с группой единомышленников, среди которых кинологи, ветеринарные врачи, другие специалисты, представители инвалидных организаций, и создали проект «Собака-помощник».
Пёс Максима может не только буксировать коляску, но и открывать двери. Сорокин убеждён, что питомца можно научить поддерживать человека при потере равновесия, включать/выключать свет, уведомлять слабослышащих хозяев о звонке в квартиру или по телефону, пожарной сигнализации, сигналах машин, предупреждать наступление обморока, приступа эпилепсии и многому другому. 

Сколько надо на собаку


Авторы петербургского законопроекта прониклись убеждённостью инвалида-колясочника. После того, как документы был разработан, его вынесли на обсуждение коллег по городскому парламенту.
Собственно, действующий федеральный закон предлагают дополнить понятием «собака-помощник», вставив его везде после понятия «собака-проводник». Предусматривается и дополнить абзац третий 2 части статьи 11 словами «(включая специально обученных собак, способных выполнять действия, направленные на помощь инвалиду и его бытовых потребностей (далее – собака-помощник)». 
– У нас нет ни специальных программ подготовки, ни служб, которые могли бы этим заниматься, – отмечает Денис Четырбок, – имеющиеся собаки-помощники – результат работы энтузиастов. 
Именно поэтому Четырбок и Мельникова предлагают ликвидировать законодательный пробел, чтобы оказать содействие в развитии института поддержки граждан с ограниченными возможностями. Кстати, сегодня из-за отсутствия правовой нормы владельцы собак-помощников вынуждены выкупать в поездах целое купе, тогда как владелец «собаки-проводника» покупает билет только на себя.
Инициативу петербургских депутатов уже обсудили на Совете законодателей, где были высказаны предложения по доработке законопроекта. Четырбок считает, что поправки удастся подготовить за два месяца. К тому же предстоит подсчитать финансовые затраты на подготовку собак-помощников. 
В ходе общения с коллегами, депутат уточнил, что в настоящий момент только в Санкт-Петербурге собраны заявки на 150 собак-помощников. Как дополнил член городского парламента Александр Егоров, что на содержание собак-проводников фонд социального страхования выделяет владельцам 17500 рублей в год. По информации Дениса Четырбока, содержание собак-помощников обойдётся в такую же сумму.
На вопрос Михаила Барышникова, как инвалид должен действовать в случае смерти своего четвероногого помощника, Четырбок заверил, что все процедуры уже прописаны в действующем законе. Законопроект поддержали 46 городских депутатов.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото из личного архива Максима Сорокина и с официального сайта СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов»