Советник Трампа «на картошке»

Четверть века назад продюсер скандального фильма про убийства на киевском Майдане читал лекции начинающим политикам Санкт-Петербурга…

Петербургская вербовка


Американский фильм «Украинский обман. Импичмент. Деньги Байдена. Массовые убийства» всколыхнул в моей памяти ностальгические воспоминания. Но не из-за его содержания. Международного финансиста Джорджа Сороса вместе с прошлой администрацией США во главе с президентом Бараком Обамой и вице-президентом Джо Байденом и ранее объявляли покровителями снайперов, убивавших на Майдане. 
Не раз звучали и фамилии непосредственных организаторов стрельбы и по «Беркуту», и по «Небесной сотне»: экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, недавнего спикера Верховной Рады Андрея Парубия и бывшего депутата от Народного Фронта Сергея Пашинского. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт признавал расстрел протестующих своими вскоре после победы Майдана. Впрочем, подобное предполагалось даже до свержения Виктора Януковича. Просто потому, что расстрел своих имел место и в Будапеште-56, и в Вильнюсе-91, и в Москве-93. Чем Киев 2014 года хуже? 
Ностальгию вызвал не сам фильм, а его продюсер. Лекции бывшего советника Дональда Трампа – Майкла Капуто я посещал ещё в 1995 году. Тогда действующий при Республиканской партии США Национальный Республиканский институт объявил о проведении в Санкт-Петербурге бесплатных курсов для молодых депутатов, партийных активистов, политологов и журналистов. В пресс-релизе сообщалось, что вести их будут члены команды экс-президента Джорджа Буша-старшего, а по слухам ожидалась и вербовка на службу американскому империализму. Упустить случай изучить процесс, совесть не позволяла, и я срочно вписался в ряды страждущих приникнуть к последним достижениям заокеанской политической мысли. 

С президента Буша в кустах стащили джинсы


Увы, первая лекция, которую прочёл лично Майкл Капуто, представленный как главный пиарщик экс-президента Джорджа Буша-старшего, вдохновляла мало. Сотня юных политических талантов – от анархистов до монархистов, почти час слушала, что в демократических странах существуют выборы. На них выбирают депутатов и президентов. Чтобы избрать своих кандидатов нужно вести агитацию, например, развешивать плакаты и раздавать листовки…
К перерыву слушателям показалось, что их держат либо за дикарей, либо за слабоумных. Часть возмущалась в курилке, а самые активные, включая меня, побежали жаловаться представителю Госдепартамента в лице сотрудника посольства США. «Не шумите и мы порешаем проблему! – успокоил нас госдеповец, интонации которого выдавали бывалого одесского еврея. – Что вы хотите от ребят? Они проиграли выборы Клинтону, в наказание посланы в Россию, как в колхоз на картошку, и ничего про тут не знают! Но я им мигом разъясню!»
Одессит не подвёл, и Майкл стал делиться подробностями проигранной кампании. «Мы решили, что мистер Буш слишком официален, и решили показать его в неформальной обстановке. Спросили, есть ли у него увлечения? Оказалось – рыбалка. Нашли симпатичное озеро, арендовали берег, в назначенный день всё оцепили полицейские и агенты ФБР. И вот приземляется вертолёт, и оттуда под объективы кинокамер выходит президент. В одной руке удочка и ведёрко, в другой банка с червяками. Сам в сияющих туфлях, безупречно выглаженных брюках, смокинге и белой рубашке с галстуком-бабочкой! Мы в ужасе: хватаем Джорджа, тащим в кусты, кто-то стаскивает с себя джинсы, кто-то футболку и кроссовки... Переодеваем, выпускаем, но предотвратить утечку не удалось...»

Коррупция, Кремль и женщины


Вслед за теорией начались ролевые игры. Например, придумать за 15 минут общественное движение и провести пресс-конференцию. Фантазия у всех работала хорошо, особенно у девочек. Представленное ими объединение «Солдатские невесты» выступило с требованиями к министерству обороны: обеспечить регулярную доставку к женихам на побывку себя красивых и бдительно следить, чтобы те налево не кобелировали! 
Не ударила лицом в грязь и наша мужская команда, получившая задание заставить мэра Москвы профинансировать строительство сети бесплатных туалетов. Ставшую грудью на страже кабинета босса секретаршу мы вынесли вместе со стулом, под предлогом анонимного звонка о заложенной бомбе. Затем градоначальнику, которого изображал сам Капуто, красочно описали весь позитив от проекта: от чистоты на улицах, до использования продукта в качестве удобрений. «Мэр» слушал с пренебрежением, нарочито отвлекался на телефонные разговоры, а в конце сказал, что сейчас отвернётся, а через полминуты хочет увидеть на столе... Последовало красноречивое шевеление пальцами.
Тридцать секунд спустя «просители» вручили ему кассету, разъяснив, что вымогательство взятки записано в нескольких экземплярах. И если решение о строительстве не будет подписано немедленно, они окажутся в милиции и прокуратуре. 
«Вы сильно рисковали, – отметил Майкл, вручая нам заветный автограф. – Заходить к коррумпированному мэру с записывающим устройством очень опасно!» Мы заверили, что Юрий Лужков не такой уж страшный человек и похвалили преподавателя за убедительное вхождение в образ. 
Вербовку в американские агенты влияния, к сожалению, понаблюдать не удалось. Возможно, часть слушателей взяли на заметку и предложили завербоваться позже. Вполне вероятно, что процесс пошёл в обе стороны. 
Вскоре после питерских лекций, Майкл оказался советником первого президента России Бориса Ельцина, затем работал в «Газпром-Медиа» и на первой кампании Владимира Путина. Женился сперва на россиянке, затем на украинке, заимел от неё трёх детей, а теперь пытается закопать Байдена. Ведь именно он, скорее всего, станет главным соперником Трампа на грядущих выборах.

Юрий Нерсесов, «Конкретно.ру», фото из открытых источников