Вирус, у нас крыша круче!

Пока чиновники разрабатывают и принимают постановления, вроде бы направленные на борьбу с пандемией, городские парламентарии смотрят на шаг вперёд. Несмотря на вынужденные каникулы, законопроект о легализации экскурсий по петербургским крышам добрался до пленарного заседания и вызвал бурные обсуждения.


Прежде всего, потому что текст правового акта, предусматривающего внесение изменений в региональный закон «О туристской деятельности в Санкт-Петербурге», состоит всего из двух статей. В первой предлагается дать определение: «культурно-познавательный туризм – туризм, основной целью которого является посещение туристами исторических, социально-культурных, природных и иных объектов, специально оборудованных для проведения экскурсий в Санкт-Петербурге». Во второй говорится о том, что закон вступает в силу на следующий день после официального опубликования.

О крышах – ни слова…


В представленном документе, вы будете удивлены, нет ни слова об экскурсиях по городским кровлям. Хотя депутат Денис Четырбок настаивал, что данная формулировка разработана специально для легализации получивших в последние годы популярность, но в большинстве своём незаконных прогулок (предлагаются на 24 сайтах по стоимости от 500 до 1500 руб.). Как полагает сам докладчик, формулируя поправку подобным образом, имели в виду не только легализацию экскурсий по крышам, но и легализацию уличной живописи (граффити) и уличных музыкантов.
Однако Борис Вишневский заметил, что в предлагаемом законопроекте так и не указано, какое оборудование потребуется для неформатных экскурсий, за чей счёт его будут устанавливать, и кто должен контролировать качество оборудования и его установки. 
«Формулировка не отвечает ни на один из поставленных мной вопросов», – обратился Вишневский к Четырбоку.
«Меня удивляет, что вас интересует только, как и кто будет наказывать, – парировал тот. – Мы вводим данное понятие, чтобы определить оператора неформатных экскурсий – Комитет по развитию туризма при посредничестве Жилищного комитета». По словам Четырбока, представленный текст правового акта позволит городу разработать соответствующую программу, позволяющую привлечь инвестиции малого и среднего бизнеса в сферу туризма.

Вшивому – баня?


Ирина Иванова усомнилась, не делает ли формулировка масло масляным. Но Денис Четырбок опять повторил, что понятие «специально оборудованные места» позволит создать программу привлечения инвестиций. А на вопрос Александра Егорова, каким документом будет прописан порядок проведения неформатных экскурсий, оборудования мест и так далее, ответил, что «данной формулировкой мы хуже не сделаем». 
Дмитрий Тугов, в свою очередь, поинтересовался, нет ли жалоб жильцов дома с единственной на сегодняшний момент в Санкт-Петербурге легальной крышей, которая оборудована для экскурсий. Выяснилось, что турфирма позаботилась о заключении соглашения с собственниками квартир, поэтому никаких проблем не возникает.
Председатель Законодательного собрания Вячеслав Макаров негативно отнёсся к пассажам Вишневского, жёстко прервав, «как говорят у нас в деревне, кому что, а вшивому баня». Между тем, Борис Лазаревич говорил правильные вещи о том, что размытость формулировок в законодательном акте приводит к вымогательствам или способствует коррупции. 
По мнению Вишневского, в правовом акте должно быть прямо прописано, кто и за что отвечает. «Вопросы безопасности граждан связаны отнюдь не с неформатными экскурсиями, – настаивал он. – Мне кажется, сегодня надо выходить совсем с другими инициативами, например, чем помочь малому бизнесу, который загибается в условиях пандемии, гражданам, оставшимся без работы по той же причине»…

Остальных – в казарму…


Максим Резник недоуменно вмешался: «Не очень понимаю, причём здесь баня». И продолжил мысль своего коллеги по парламенту, что сейчас надо говорить о корректировке бюджета и выделении средств на поддержку пострадавших от пандемии, как отдельных граждан, так и бизнеса. 
Вот, например, Оксана Дмитриева уверена, что в условиях пандемии Комитет по развитию туризма должен категорически запретить проникновение в дома любых сторонних лиц, а не разрешать экскурсии. А власти города вполне могут помочь бизнесу следующими мерами: опустевшие гостиницы отдать под размещение врачей и медперсонала, который в условиях карантина должен быть легко доступен в любое время суток. Кроме того, казарменные места понадобятся и для тех, кто в силу своей профессии вынужден будет ходить на работу – продавцов магазинов, аптек, оборонных предприятий, которых необходимо расселить кучно поблизости от места работы. Санатории, как считает Дмитриева, понадобятся для заболевших.
Михаил Амосов и вовсе назвал предложенную формулировку законопроекта «сомнительным понятием, не стыкующимся с федеральным законодательством». 
«Если использовать пословицы, – подметил он, – то здесь вполне подходит «В огороде – бузина, а в Киеве – дядька». Амосов напомнил, что экскурсии по набережным или паркам также являются неформатными и поинтересовался, чем их следует оборудовать.
Тут Вячеслав Макаров не стерпел и резко высказался в отношении выступающих. Мол, они говорят только о коронавирусе, а тем временем их помощники «прут в здание (Мариинский дворец) с температурой и насморком, как ни бывало».
Завершилось заседание тем, что Денис Четырбок обрушился на Амосова с обвинениями в предательстве и дискредитации депутатского корпуса в глазах правительства, а выступление Вишневского назвал «потоком сознания», который проявляет низкую законотворческую инициативу (7 законопроектов за три года). Он призвал коллег голосовать за предложенный законопроект, пообещав дать срок на поправки до 30 апреля.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото сайта петербургских руферов и из открытых источников