Изменится не экономика, изменится миропорядок

Что ждёт бизнес после эпидемии? Варианты для оптимистов и пессимистов предложили аналитики крупнейшей мировой консалтинговой компании McKinsey & Company, они представили отчет о влиянии COVID-19 на будущее планеты.


Вирус-факторы


Для начала эксперты определились с ключевыми факторами распространения вируса и борьбы с ним. Насчитали четыре. 
Первый – это растущая доказательная база масштабов и роли бессимптомных случаев. По последним данным, 20-50% случаев заражения никак себя не проявляют, что требует введения строгого социального разделения на ближайшее время. 
Вторым фактором назвали сезонность. Несмотря на то, что большинство случаев COVID-19 относятся к умеренному климату (95% случаев зафиксированы в пределах 2,0-9,5 °C), и ранее преобладающий прогноз, будто высокие температуры связаны с более низким количеством случаев заражения, одной сезонности будет недостаточно для сокращения уровня распространения коронавируса. Эксперты McKinsey убеждены, что только непрерывная комплексная работа по сдерживанию болезни и развитию системы эпидемнадзора остановит пандемию. 
Третьим фактором, влияющим на распространение инфекции, считается создание перспективных инноваций в области тестирования, которые смогут значительно расширить возможности по наблюдению за заболеваниями. Речь идёт о том, что в домашних условиях выборочная и точечная диагностика может повысить удобство и сократить время обработки результатов. Диагностика новых антител может облегчить тестирование на предварительное воздействие вируса, что, в свою очередь, позволит значительным слоям населения с имеющимся иммунитетом возобновить прежний образ жизни, тем самым содействуя перезапуску экономик. 
Четвертое – экономический перезапуск в Азии отражает возможность возобновления местной передачи вируса без введения государственных мер. После ослабления ограничений на поездки в Гонконге, в Сингапуре и Тайване резко выросло число новых случаев заражения. С целью недопущения повторной вспышки все три страны вновь ввели ограничения на поездки и личные собрания.

Сценарий первый, «оптимистичный»


Эксперты считают, что состояние экономик будет зависеть от эффективности мер правительств, направленных на противодействие пандемии. В оптимистичном варианте после резкого (возможно, даже рекордного со времен Второй мировой войны) спада длиной в квартал или два последует столь же резкое восстановление. 
Эпидемию победят в большинстве стран мира с помощью жёсткого карантина за 2–3 месяца, то есть до конца второго квартала 2020 года. Китай в первом полугодии потеряет 3,5% ВВП, однако потом быстро восстановится и уже к осени вернётся к прежнему уровню производства. В целом за год страна испытает лишь небольшое снижение темпов роста, примерно на полпроцента. 
В США спад будет глубже и дойдёт до 8% ВВП за второй квартал. Подобное снижение роста станет самым глубоким с конца Второй мировой войны. Уровень рпошлогоднего производства будет достигнут в конце 2020 года. 
А вот «Старый свет» полностью восстановится до предкризисного уровня только во втором квартале 2021 года, потери за апрель–июнь года нынешнего составят 10% ВВП. За год Евросоюз потеряет около 4,7%, что станет это худшим показателем со времен кризиса 2009 года. 
В целом, мировая экономика, испытав падение на 5,3% в текущем квартале, к началу 2021 года придёт в норму. Темпы роста за год снизятся на 1,8%

Сценарий второй, «пессимистичный»


При плохом раскладе дел эпидемия остановит мировую экономику на несколько месяцев или даже кварталов и/или накроет её второй волной после того, как карантинные меры в разных странах будут ослаблены. В этом случае нынешний кризис, вызванный шоком спроса и шоком предложения, станет полноценным финансовым кризисом с разрушением самой структуры мировой экономики. 
В пессимистичном сценарии меры правительств, направленные на экстренную помощь предприятиям и банкам, не увенчаются успехом, поэтому многие из них рухнут, что вызовет кризис долгов и недостаток ликвидности. Обрушение банков и компаний повлияет на развитие всей мировой финансовой системы и производства; кризис затянется на долгие месяцы. 
Эксперты McKinsey подробно изучили и представили краткий анализ одного из пессимистичных сценариев, спровоцированных второй волной эпидемии. И вот что ждёт мир: в рамках восстановительных процессов Китай опередит другие экономики мира, при этом потеряв за год половину от темпов роста 2019 года, и восстановится только к середине 2021 года. 
США и Евросоюз смогут оправиться не раньше 2024 года, потери при этом прогнозируются на уровне 8 и 10 процентов ВВП соответственно. Мировая экономика, в среднем, восстановится раньше – в чётвертом квартале 2022 года. 
Что же касается развивающихся стран, многие из которых за последние десятилетия прошли через подобные глубокие кризисы с разрушением различных сфер жизни людей, то они переживут новый кризис проще. А население стран Запада, которое не сталкивалось с подобным со времён Второй мировой войны, испытает невиданный социальный шок, уверены эксперты. 

Мир постапокалипсиса: как жить дальше?


По мнению аналитиков McKinsey, снижение рыночной капитализации компаний в различных секторах мировой экономики в результате пандемии можно считать катастрофическим. 
По анализу данных 3 000 крупнейших по рыночной капитализации мировых компаний в 2019 году, наиболее пострадавшими от пандемии секторами стали коммерческое авиастроение (общее снижение курса акций в 46%), авиаперевозки и туризм (-44%), нефтегазовая сфера (-42%), банковская сфера (-30%), автомобильная промышленность (29%). 
Отдельно эксперты отмечают, что влияние вспышки вируса в Китае на уровень его производства имеет замедленный эффект на экономику Европы. Хотя многие заводы КНР возобновили производство и с начала марта работают более чем на 90% мощности, компании, зависящие от китайского импорта, только сейчас начали сталкиваться с последствиями. А именно с задержками поставок в среднем на 8–10 дней и непредсказуемостью сроков и масштабов восстановления спроса. 
Чтобы справиться с текущим кризисом в условиях новой реальности, когда наши традиционные метрики и инструменты стали неактуальными, эксперты McKinsey призывают действовать в рамках пяти новых ключевых измерений: решение, устойчивость, возвращение, переосмысление и реформа. 

Новое видение


Решение подразумевает под собой то, что практически во всех странах предпринимаются усилия по реагированию на кризис. И всё же остаётся токсичная комбинация бездействия и паралича, блокирующая оперативное принятие трудных решений, жизненно необходимых для сохранения всего бизнеса.
Устойчивость – речь идёт о том, что удар по нашим средствам к существованию, связанный с беспрецедентным объёмом экономических мер по борьбе с вирусами, может стать одним из самых сильных за последнее столетие. Перед лицом этих проблем устойчивость является жизненно важной необходимостью. Краткосрочные вопросы управления денежными средствами для обеспечения ликвидности и платежеспособности имеют первостепенное значение. Но вскоре после этого предприятия должны будут действовать в соответствии с более широкими планами обеспечения устойчивости. Большая часть населения будет испытывать неопределённость и личный финансовый стресс. Лидеры государственного, частного и социального секторов должны будут принимать трудные решения, которые уравновесят экономическую и социальную устойчивость, учитывая тот факт, что социальная сплочённость уже находится под серьёзным давлением. 
Возвращение – это возвращение бизнеса в рабочее состояние после длительной остановки. Ключевым звеном в данной цепочке станет определение целей, организация найма, обучения персонала, а также достижение необходимого уровня производительности труда. Поэтому лидерам уже сейчас необходимо пересмотреть всю свою бизнес-систему, спланировать действия, чтобы вернуть бизнес к эффективному функционированию в условиях ожидающей нас новой реальности.
Переосмысление означает, что сопутствующий от масштабов пандемии шок приведёт к изменению предпочтений и ожиданий у различных слоев общества. Эти сдвиги и их влияние на то, как мы живем, как мы работаем и как мы используем технологии, станут яснее в ближайшие недели и месяцы. Учреждения, которые заново изобретают себя и максимально задействуют аналитику по упомянутым сдвигам в развитии предпочтений населения, будут успешными. Кризис выявит не только уязвимости, но и возможности для повышения эффективности бизнеса
Реформа предполагает, что мир теперь имеет гораздо более чёткое определение того, что представляет собой событие из теории «черного лебедя», рассматривающей труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. По мнению аналитиков McKinsey, всеобщий шок, скорее всего, сменится желанием ограничить некоторые факторы, которые сделали коронавирус глобальной, а не локальной проблемой. Подходы к общественному здравоохранению во взаимосвязанном и очень мобильном мире помогут переосмыслить скорость и уровень глобальной координации, необходимой для эффективной защиты населения планеты.
В связи со всем произошедшим эксперты предрекают скорое преобразование системы мировой экономики. В этой беспрецедентной новой реальности люди станут свидетелями перестройки экономического и социального порядка, в котором традиционно функционируют бизнес и общество. Дискуссии и дебаты о том, что может повлечь за собой следующий «нормальный» процесс и насколько резко его контуры будут отличаться от тех, которые ранее формировали нашу жизнь, начнутся в ближайшем будущем.

Екатерина Климина, «Конкретно.ру», фото с официального сайта McKinsey & Company