Прокурорский «адвокат» прихватил миллиард?

Недавно на заседании городского правительства Александр Беглов эмоционально выразился: «бюджет трещит по швам», власть в городе «по крохам» собирает деньги. Речь, безусловно, шла о коронавирусе, но петербургская казна пустеет и по другим причинам. Например, когда прокуратура потворствует «рейдерам», годами затягивая уголовное дело на миллиард рублей.
 
Знает ли об этом прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко? Если да, то почему рядом с бывшим вице-губернатором Оганесяном ещё не присел в СИЗО некто Александр Немкин? А если городской прокурорский начальник за годы своей работы даже не слышал о том, что случилось в Сестрорецке, то по праву ли он занимает эту должность? Может, пора поменять служебный мундир, отправившись на Кавказ вслед за действительным государственным советником 1 класса Юрием Чайкой?
К сожалению, это не досужие рассуждения о бездействии надзорного ведомства. В распоряжение «Конкретно.ру» попали документы, которые могут свидетельствовать о том, что сотрудники прокуратуры совместно со следователями МВД в течение четырёх лет умело разыгрывают «процессуальный футбол». Так в чьи руки вдруг ушёл жилой дом в Сестрорецке стоимостью около миллиарда рублей?

Тот самый дом


Ранее мы уже рассказывали о том, как в 2013 году 16-этажный жилой дом с множеством встроенных помещений, который возводился в элитном петербургском предместье, согласно справки Федерального БТИ от 15 марта 2012 года, уже в готовом виде, в нарушение федерального законодательства, без торгов, передали новому застройщику. А точнее – одному из инвесторов строительства, ООО «Карат». Эта фирма не являлась членом какой-либо строительной саморегулируемой организации, не имела ни лицензий на опасные виды работ и никакой строительной техники на своём балансе.
Первоначального застройщика – ООО «6-й трест», просто вынудили так поступить. На директора этой компании неожиданно посыпались всевозможные проверки, после которых ему фактически выдвинули ультиматум: либо плати штраф 20 миллионов рублей якобы за срыв графиков, либо отдавай всё. 
Миллионов у загнанного в угол застройщика не нашлось, и незавершённый объект строительства постановлением Смольного был передан «Карату»… как пустой земельный участок. 
В правительственном документе, конечно же, была прописана обязанность нового инвестора за счёт собственных средств решить все имущественно-правовые вопросы, связанные с реализацией проекта и его финансированием физическими и юридическими лицами. Контролировать эти процессы должен был тогдашний строительный вице-губернатор Марат Оганесян. Но его сняли.
Понятно, что дольщиков начали водить за нос. Причём среди них были как частные лица, так и инвесторы нежилых помещений – ООО «Сестрорецкий хлебозавод», ООО «Стейтинвест», ООО «ТД Пятерочка» и даже отделение «Почты России». Пока длились обещания, нежилые метры каким-то образом оказались переоформлены на учредителя «Карата» Александра Немкина. Однако на этом всё не остановилось – похоже, захват чужого имущества готовился заранее. Новый застройщик надул фиктивную кредиторскую задолженность и переписал активы на фирмы-однодневки. И когда правда вскрылась, первоначальные инвесторы строительства погрязли в судах.
Немаловажно, что конечный бенефициар этой истории Александр Немкин на момент событий являлся действующим адвокатом. До этого он был помощником военного прокурора на космодроме Байконур. Кстати, в 2013 году Немкин представлял интересы экс-главы администрации Всеволожского района Александра Соболенко на излёте его карьеры.
Судя по всему, не без участия Соболенко, при котором район нехорошо прогремел на всю Россию так, что президенту Владимиру Путину публично пришлось сравнить ситуацию с «Сантой-Барбарой», Немкину удалось приобрести за символическую сумму земельный участок площадью почти 74 тысячи (!) гектаров, ранее принадлежавший Министерству обороны РФ. Но это материал для отдельного расследования.

Бюджет без денег обойдётся


Как следует из документов, попавших в канцелярию городского надзорного ведомства, в одной из приватных бесед Немкин назвал прокурора Санкт-Петербурга своим «лучшим другом». Эти слова прозвучали во время диалога с одним из инвесторов строительства дома в Сестрорецке в качестве довода, почему тому больше не видать своих денег.
Сергею Литвиненко, записанному в друзья к самоуверенному коммерсанту, явно не позавидуешь. Любая мало-мальски внимательная проверка покажет, что районное следствие совместно с местной прокуратурой, до сих пор, похоже, лишь тянули время. А оно играло на руку захватчикам имущества: давало дополнительные возможности довершить задуманное и сокращало сроки давности по делу.
Иначе как объяснить бесконечную серию постановлений о приостановлении следствия и их последующую отмену за неполнотой проведённых процессуальных действий? При этом почти четыре года следствие вряд ли продвинулось вперёд. В уголовном деле даже не установлены подозреваемые. Бывший помощник военного прокурора Немкин, вероятно, научился не только выяснять, как ракеты в космос запускают, но и «правильному» общению со следователями и обладателями синих мундиров.
Между тем, помимо граждан и юридических лиц, в пострадавших значится и городской бюджет. «Карат» накопил долгов по аренде земельного участка. Конечно, если сравнивать эту задолженность с общим размером ущерба, то сумма вроде небольшая. Но сегодня, когда власть «по крохам» собирает деньги, прощать Немкину наплевательское отношение к обязательствам перед городом?
Как объяснил «Конкретно.ру» один из причастных к делу силовиков, попросивший не назвать его имени, ситуация с топтанием на месте изменилась бы, если расследование передать из районного следственного отдела МВД в Главное следственное управление СК по Санкт-Петербургу.
Собственно, именно этого давно добиваются потерпевшие по делу. Более того, глава петербургского ГСУ СК Александр Клаус уже обратился к таким предложением к Сергею Литвиненко. Он попросил «внимательно отнестись» к обращению потерпевших. Ведь полномочием изменить подследственность по делу обладает именно городской прокурор. 

Какую ждать оценку?


Наш собеседник-силовик напомнил обещание, которое дал в конце января бывший замглавы Следственного комитета РФ Игорь Краснов, вступая в должность генерального прокурора: «Будет дана оценка работы каждому прокурору субъекта РФ и каждому работнику прокуратуры».
Зарабатывая хорошую оценку, петербургская прокуратура старается реализовать все пожелания нового федерального начальства. Сайт городского надзорного ведомства пестрит сообщениями о борьбе с коррупцией, работе по нарушениям в социальной сфере, эпизодическими выступлениями в защиту бизнеса. Здесь даже заповеданная новым генпрокурором обратная связь с населением. Несмотря на массовую самоизоляцию, Сергей Литвиненко продолжает приём граждан по «Скайпу». Поутихли вроде и слухи о его возможной отставке, а тут такой прокол...
Одно из последних обращений потерпевших по зависшему делу «Карата» прокурор Санкт-Петербурга почему-то изъял из работы своего профильного заместителя Сергея Жуковского,  передав Дмитрию Харченкову, человеку деятельному, но который вообще не занимается надзором за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции. А с учётом того, что в последнее время с Почтамтской улицы обманутым дольщикам поступают одни отписки, как тут не вспомнить слова Немкина про «лучшего друга»?
У потерпевших по делу «Карата», вероятно, осталась единственная надежда – Александр Бастрыкин. Ведь помимо петербургского прокурора именно он может распорядиться, чтобы уголовное дело было передано от полицейского следствия в ГСУ СК по Санкт-Петербургу.
Кстати, пострадавшим от «Карата» есть, что обсудить с главой Следственного комитета. Надо полагать, что в городскую прокуратуру ушли не все имеющиеся у них документы.
Много интересного следствию они могли бы рассказать, например, о деятельности Марата Оганесяна, который томится в СИЗО, ожидая приговор по делу о взятках и хищениях на возведении «Зенит-Арены». Ведь именно Марат Мэлсович готовил документы по безвозмездной передаче фактически готового дома от ООО «6-й трест» к ООО «Карат».
Редакция продолжит следить за развитием ситуации…
 
Михаил Гражданский, «Конкретно.ру», фото из открытых источников