Не святые кураторы

Похоже, скоро у руководства собственной безопасности УФСБ России по СПб и ЛО прибавится работы. Уж слишком странную активность проявляют отдельные территориальные чекисты к производственной деятельности предприятия «ЭКБ-НЕВА», которое работает на российскую армию.

Возможно, эта история не получила бы огласки. Но кому-то очень надо было, минуя официальные каналы, слить её в СМИ. Предполагаемая причина неожиданной публичности понятна – скомпрометировать «ЭКБ-Нева» и гендиректора предприятия Вадима Лысенко в глазах постоянных контрагентов: ведь мало кто решится работать с исполнителем оборонного заказа, если в двери его офиса нежданно вваливаются люди из ФСБ, чтобы изъять документацию и бухгалтерскую отчётность.
При этом автор скандальной публикации на «Фонтанке» и не пытался докопаться до правды. Как замечает Лысенко, тот позвонил ради пустой формальности – изобразить подобие журналистского расследования, когда материал уже был размещен. Никакие комментарии генерального директора в действительности никого не интересовали. Здесь был интерес совсем другого рода…

О кураторах и карманах


В среде производственников, которые связаны с гособоронзаказом, бытует устойчивое мнение, что кураторы из органов делятся на «державников» и «коммерсантов». Этот водораздел особенно усилился в последние годы. Повезло, если предприятию достался «державник» – всю душу порой вымотает, зато не станет относиться к государственному контракту, как к полю, где растут золотые червонцы. Таких кураторов – большинство.
Хуже, когда курировать компанию доверяют «коммерсанту». Если не будешь его вовремя благодарить, не рассчитывай на большие объемы государственного пирога. Но в случае возникновения финансовой угрозы, заинтересованный чекист будет биться за своего подопечного, как за собственный карман.
Впрочем, это лишь некое мнение, которое, конечно же, не имеет никакого отношения к появлению 27 апреля в офисе «ЭКБ-Нева» чекистов с постановлением №30/507 о проведении оперативно-розыскного мероприятия. По официальной трактовке, представители спецслужбы заподозрили предприятие в том, что при создании электронного изделия для военной разведки были использованы компоненты иностранного производства без обязательных сертификационных испытаний. Якобы их компания Вадима Лысенко предварительно не провела.
Поэтому оперативники хотели напасть на следы фальсификации документов. Предметом изучения стал договор поставки электронных компонентов между «ЭКБ-Нева» и Научным центром прикладной электродинамики (АО «НЦ ПЭ»), который находится в Калининском районе Санкт-Петербурга. Уточняем ещё раз – Калининском.
АО «НЦ ПЭ» разрабатывает продукцию особого назначения, поставляя её белгородскому научно-производственному предприятию «Спец-радио». И уже из Белгорода готовые изделия отправляются в войска. Если в том и есть военная тайна, то её уже успели разболтать на весь свет в конце апреля.
Следует пояснить, что компоненты иностранного производства, которые использовались «ЭКБ-Нева» при выполнении контракта, это антенные усилители, стабилизаторы напряжения, частотные фильтры, резисторы и транзисторы, конденсаторы и светодиоды. В общем – всё то, что в широком ассортименте производилось советским приборостроением и имело статус двойного назначения. Но промышленные гиганты рухнули, превратившись в склады и офисные центры, и сегодня вся бытовая техника напичкана зарубежными аналогами. При таком подходе даже чайник можно определить в шпионы. Хотя резистор (в обиходе – сопротивление) – он везде одинаковый, и функции у него одна и та же: ограничивать ток в электрической цепи.
Оперативная разработка «ЭКБ-Нева» странным образом совпала с рассмотрением в арбитражном суде спора с участием уже упомянутого АО «НЦ ПЭ», который отказывается возвращать Вадиму Лысенко 55 млн рублей. Случайно ли один из серьёзных контрагентов после того, как оперативники ФСБ удалились с изъятыми бумагами и жёсткими дисками, позвонил гендиректору, мол, ты только иск забери, и весь геморрой закончится.

Быль про геморрой…


По словам Лысенко, который согласился побеседовать с корреспондентом «Конкретно.ру», в течение нескольких лет производственные отношения между «ЭКБ-Нева» и АО «НЦ ПЭ» складывались вполне успешно. В марте 2018 года изготовленный ими комплекс радиоэлектронной борьбы приступил к защите южных берегов России. Ни у военной приёмки, ни у органов военной контрразведки никаких претензий по поводу комплектности и качества изготовления изделия до сих пор не было.
Правда, денег руководитель АО «НЦ ПЭ» Сергей Щесняк по договору с «ЭКБ-Нева» не заплатил. Но лишь потому, что с ним, в свою очередь, не рассчиталось на 351,5 млн рублей белгородское «Спец-радио», которое наделено полномочиями продавать технику министерству обороны. Соответственно, Щесняк предложил Лысенко подождать, пока финансовая цепочка не сомкнётся. Затем АО «НЦ ПЭ» затеял арбитражный спор и выиграл у белгородцев 116 миллионов. 
И неужели не рассчитался с «ЭКБ-Нева»? Верно – не рассчитался. Поэтому Лысенко тоже направился в арбитраж. Щесняк едва ли не в ноги кинулся, мол, решу вопрос, только иск отзови – понятное дело, ведь оба участника на армию работают и своей репутацией дорожат. 
Вадим Лысенко согласился, понимая, что повторно судиться по тем же обстоятельствам и с теми же требованиями уже не сможет – не позволяет закон. А денег всё не было. И через полгода гендиректор «ЭКБ-Нева» заключил договор цессии с дружественным предприятием «Элком плюс», уступив право требовать долг с АО «НЦ ПЭ». 
Рассмотрение этого дела состоится на днях…

Вещдоки чистых рук


Вопреки расхожему убеждению, Железный Феликс не произносил фразу про холодную голову, горячее сердце и чистые руки. Вернее, он говорил про голову и сердце. А остальное приписали в его краткой биографии, которая увидела свет в 1941 году.
Так или иначе, в течение десятилетий органы безопасности отличались от любых других силовиков кадровой разборчивостью и почти стерильной чистотой. Вы можете представить, чтобы кто-либо из сотрудников центрального аппарата КГБ мог стать тайным миллиардером? Хорошо – пусть не миллиардером, но владельцем роскошного загородного особняка? 
А вот начальник банковского отдела управления «К» службы экономической безопасности ФСБ России Кирилл Черкалин, задержанный прошлой весной, брал взятки за покровительство коммерческим банкам прямо на Лубянке. Трудно предположить, насколько он нажился за время своей службы с двумя подельниками – полковниками Фроловым и Васильевым, если в ходе обысков оперативники изъяли 12 млрд рублей «чёрной» наличности. Окружающим Черкалин запомнился как милый, улыбчивый человек, очень верующий, но с налётом гламура. 
Считавшийся перспективным Черкалин теперь охотно сотрудничает со следствием и буквально на днях выложил всё, что знал о полковнике Дмитрии Фролове, который получал взятки при посредничестве генерал-майора департамента военной контрразведки. Ветераны спецслужбы с горечью замечают – из-за таких особей люди теряют веру в то, что «контора» в сомнительных махинациях не участвует.
Безусловно, Санкт-Петербург – не Москва. Однако и здесь встречаются примеры, когда влиятельные чекисты вдруг начинают проявлять странный интерес к коммерческим делам.
Вспоминается уголовное дело в отношении руководства компании «Анри центр», у которой в 2007 году Выборгская таможня с подачи ФСБ задержала 158 вагонов с нефтепродуктами. Состав направлялся в финский город Порвоо для завода Neste Oil. Предпринимателей пытались обвинить в контрабанде сырой нефти, хотя в цистернах находилось композитное жидкое топливо. Следствие ФСБ продолжалось восемь лет, затем ещё четыре года дело слушалось в суде. За это время соответствующая статья УК РФ утратила силу. В результате руководителей компании «Анри центр» осудили условно, а состав конфисковали в пользу государства.
Но торговцы нефтепродуктами могли счастливо избежать неприятностей. Как доверительно рассказали осужденные корреспонденту «Конкретно.ру», для этого требовалось сразу после задержания состава перечислить круглую сумму на указанный счёт. Предложение последовало от имени человека в больших погонах, который сегодня уже вышел на заслуженный отдых.
Небольшая деталь. Задержанные вещдоки, как утверждало следствие, находились на Волховской нефтебазе РЖД. Мало того, что железнодорожники выставили счёт за хранение имущества на 800 млн рублей, так из 8,5 тыс. тонн топлива к концу процесса почему-то осталось лишь 7 тыс. тонн… Вы верите, что оно испарилось?
Или верите в то, что оперативники ФСБ с подачи гендиректора АО «НЦ ПЭ» Щесняка действительно ищут в действиях Лысенко признаки состава преступления, предусмотренного ч.4 ст159 УК РФ «Мошенничество»? Притом, что под всеми дополнениями к договору между этими предприятиями стоят подписи их обоих?
Кстати, офис «ЭКБ-Нева» расположен в Кировском, а не в Калининском районе. Почему же оперативно-розыскными мероприятиями занимаются чужие территориалы, хотя у поднадзорного АО «НЦ ПЭ» вроде бы хватает неприятностей ещё с 2016 года по теме ГЛОНАСС и не выполнены позапрошлогодние обязательства перед петербургским АО «Морэлектрорадиокомплект» по оборонной тематике в сфере связи?

Лысенко сознался


Тем не менее, госконтракт действительно был нарушен. В «ЭКБ-Нева» провели испытания иностранных компонентов, только протоколы об этом подписали сотрудники, не имеющие достаточных полномочий. Вадим Лысенко признаёт – да, бумаги надо было оформить срочно, особого значения тому, чьи автографы поставлены под документами, никто, в том числе и Щесняк, не придавал. Комплекс произвели, у армии нареканий нет.
Теперь же Вадима Лысенко пытаются подвести под уголовную статью, и видимо, по мере приближения к судебному заседанию между «Элком плюс» и АО «НЦ ПЭ» давление на него усилится. А с учётом, что фамилия гендиректора «ЭКБ-Нева» в нынешних реалиях неподходящая, как бы ни пришлось ему отвечать вместо условного мошенничества за вероятную попытку государственной измены?
Почему-то вспоминаются слова Феликса Дзержинского, которые точно принадлежат ему: «Служить в органах могут или святые, или подлецы». Если мы ничего не упустили в этой истории, то на святых, к сожалению, кураторы с чужого района вряд ли тянут.

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото с официального сайта Минобороны РФ, а также из открытых источников