Мир не погрузится во тьму, но…

Чем печи топить и машины заправлять – энергетики «погадали» на нефтяном шламе и предсказали «новую нормальность». Как будет выглядеть мир совсем скоро, ознакомился корреспондент «Конкретно.ру».

Вторая волна энергетического кризиса, безработица, банкротство и рост националистических настроений – эти и другие «прелести» ждут планету после эпидемии, по мнению участников Мирового энергетического совета. Организация опубликовала результаты опроса членов глобального сообщества о долгосрочных последствиях COVID-19 и структурных изменениях, которые окажут влияние на формирование «новой нормальности» в постпандемийном мире.
Насколько прогноз оказался правдивым, петербуржцы убедятся уже в 2022 году, во время проведения Мирового энергетического конгресса в Северной столице. Организаторами саммита выступят собственно Мировой энергетический совет, его российское подразделение и Фонд Росконгресс.

Какие глаза у страха?


Собирать мнения специалисты энергетического сообщества решили, как следует из заявления, для того, чтобы «помочь лидерам энергетической сферы при подготовке и формировании лучшего будущего». 
Ведь непредсказуемость и неопределённость ситуации порождают новые страхи из-за, возможно, более глубоких и долгосрочных последствий нынешнего кризиса. Помимо того, что люди, сообщества, компании и страны учатся справляться с последствиями новой глобальной пандемии и осваивают новые подходы к их преодолению, им важно также начать готовиться к новым реалиям, которые могут возникнуть в мире после COVID-19. Вот Мировой энергетический совет и проводит глобальный опрос энергетического сообщества, чтобы сформировать общее мнение специалистов о том, произойдёт ли возврат к «норме» или нас ожидает «новая нормальность», и когда это случится. 
В обзоре представлены основные результаты опроса более 220 участников – членов МИРЭС из 53 стран и шести регионов. Вопросы касались мнения экспертов о социальных изменениях, экономической дестабилизации, последствий кризиса для энергетических систем, окружающей среды и энергетического перехода. Данные, содержащиеся в документе, основаны на ответах, полученных в период с 28 марта по 22 апреля 2020 года.
Наиболее важными факторами, которые определят будущее в мире после эпидемии, респонденты назвали мировую экономику, социальную устойчивость и неопределённость в отношении противоэпидемических мероприятий и медицинской помощи. По срокам влияния COVID-19 большинство экспертов сошлись во мнении, что максимальные последствия кризиса будут ощущаться в IV квартале 2020 года – I квартале 2021 года.

Национализм и недоверие


Эксперты считают, пандемия COVID-19 может привести к существенным социальным изменениям. Почти все опрошенные думают, что общество выйдет из кризиса более устойчивым, с сильным чувством общности и высокой готовностью к испытаням такого рода.
При этом очевидно, что в течение ещё некоторого времени люди станут испытывать тревожность. И почти половина респондентов из числа представителей мирового энергетического сообщества предполагают, что наибольшее влияние на общество будет ощущаться в течение следующих трёх месяцев, а треть респондентов считает, что нас ожидает «новая нормальность». А значит изменение концепции индивидуальной свободы, потому что меры социального дистанцирования, внедрённые в большинстве стран для ограничения распространения вируса, уже привели к дискуссии на эту тему.
Сомнениям подвергнутся существующие нормы трудовой занятости. Очевидно, что люди, в одночасье потерявшие работу или поменявшие её условия, иначе станут расставлять приоритеты, в том числе между работой и личной жизнью и тем, где и как они работают. Упадет уровень доверия между гражданами. Только 20 процентов опрошенных не ожидают усиления националистических настроений. Остальные просто не знают, когда это точно произойдёт.

От объединения к разъединению


Почти никто из экспертов не надеется на быстрое восстановление экономики. Глобальный спад и сокращение экономической деятельности затянется на весь 2021 год. Прогнозируются массовая безработица, банкротство компаний, консолидация одних секторов и постоянное сокращение некоторых других, снижение потребительского доверия и повышение стоимости обслуживания задолженностей. 
В такой ситуации неизбежным станет создание новых бизнес-моделей. Все глобальные производственно-сбытовые цепочки будут перестроены, усилится локализация или реструктуризация существующих систем, что, конечно же, нарушит существующую до пандемии структуру торговых операций.
 Быстрое распространение вируса выявило глобальную взаимозависимость и взаимосвязанность цепочек поставок, и показало необходимость разработки новых эффективных совместных решений. Организации теперь сосредоточены на перестройке своих цепочек поставок и снижении зависимости от международных поставщиков.
Взгляды на вопрос доверия варьируются в зависимости от страны. Согласно наиболее частому, но противоречивому варианту ответа, доверие между отдельными государствами ослабнет, в то время как международное сотрудничество усилится. Геополитика также проявила себя в качестве ключевого фактора, влияющего на правила игры. 
Респонденты считают, что геополитика в области нефти и газа будет расширена, внимание сфокусируется на работе с данными и на изменение климата. Некоторые эксперты предполагают интенсификацию и изменение геополитической ситуации в отношении снабжения в медицинской сфере (вакцины, контрольные приборы, маски и прочее).

Переосмысление и адаптация


Основной задачей в энергетике станет переосмысление существующего порядка и адаптация к новым условиям. 96% энергетических предприятий подверглись влиянию COVID-19, однако, несмотря на снижение спроса и изменение цен на топливо, им удалось избежать перебоев в работе и продолжить осуществлять бесперебойное снабжение миллиардов людей по всему миру. 
60% респондентов ожидают восстановления энергетических систем в течение шести месяцев, а 15% опрошенных считают, что не следует надеяться на возвращение к привычным бизнес-моделям, миру придётся иметь дело с «новой нормальностью». Более половины специалистов не смотрят оптимистично на развитие отрасли, прогнозируя значительное падение спроса и цен на нефть, задержки с платежами по счетам. 
Этот кризис может инициировать новую волну, которая привёдет к банкротствам в энергетическом секторе. Падение спроса на энергию в сочетании с низкими ценами на нефть, задержками платежей, сокращением капитальных затрат и перспективами роста стоимости обслуживания задолженностей может отрицательно сказаться на инвестициях в инфраструктуру и другие сферы, влияющие на энергетический переход.
75% респондентов убеждены, что необходимо делать упор на решения для долгосрочного хранения. Это и поможет энергетическим системам адаптироваться к новым условиям. Разумеется, специалисты отрасли видят необходимость увеличения инвестиций в новые стратегические буферы, в том числе в разнообразные комбинированные и гибкие системы хранения, также нужно внимательно отнестись к вопросам кибербезопасности и общей эффективности. 
Энергетической системе в целом требуется обеспечить долгосрочную способность к адаптации в новых условиях, при этом нужно уделять внимание не только технической оснащённости и обеспечению передачи электронов или тепла, или топлива, но также сквозной адаптации людей, центров управления, энергетических сообществ и глобальных производственно-сбытовых цепочек.

Энергетический переход


Для окружающей среды кризис стал фактором очищения, сократились выбросы CO2 и снизилось массовое потребление. Но опрос показал, что взгляды на усилия по декарбонизации экономики разделились. 
Одни ожидают, что отсрочка составит как минимум год, в то время как другие считают, что эти усилия будут сорваны, поскольку правительства ответят на давление и необходимость возобновления роста экономики, свернув действия по достижению целей в области борьбы с изменением климата. 
Разработка новой климатической повестки дня может сопровождаться «восходящим» подходом и новыми моделями регенерации. Нынешний кризис также служит напоминанием о глобальном эффекте, который отдельные и местные действия могут оказывать при борьбе с различными новыми глобальными рисками, влияющими на будущее человечества, будь то киберугрозы, изменение климата или пандемии. 
Респонденты полагают, что последствия пандемии COVID-19 и ответные меры могут повлиять на вопросы энергетического перехода, они подчеркивают важность решения социальных вопросов, связанных с ним, и необходимость нового ответственного мышления.
Профессионалы энергетической отрасли ожидают формирования новой радикальной политики, направленной на внедрение новых норм, поведенческих изменений и, возможно, ренационализации. Однако спрогнозировать, снизится ли доверие между странами или кризис станет катализатором новой эпохи в международном сотрудничестве, пока сложно. 
Почти все согласны, что было оказано непосредственное влияние на окружающую среду, однако взгляды в отношении скорости и направления энергетического перехода расходятся. Каждый четвёртый респондент считает, что совместное влияние людей и сообществ на ускорение энергетического перехода повысилось, а часть экспертов указывают на развитие межсекторальных стратегий и усиление связей между энергетической, финансовой, продовольственной системами и системой здравоохранения в качестве критического фактора для ускорения энергетического перехода.

Екатерина Климина, «Конкретно.ру», фото из открытых источников