«Навальный» от адвокатуры…

Очередной шпионский скандал, разразившийся на этой неделе, напрямую касается Северной столицы. В прессу попала информация о том, что петербургского учёного, 78-летнего специалиста по Арктике Валерия Митько, обвиняют в государственной измене за передачу Китаю информации о российских подводных лодках. Слил эту историю журналистам некто Иван Павлов. 
 
Он же – адвокат, специализирующийся на защите изменников разного калибра. Если же проследить профессиональный путь Павлова, то можно сделать вывод, что адвокатура является скорее прикрытием для его неоднозначной общественной деятельности…

«Арктическое дело»


Как сообщалось в СМИ, УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обвинило Валерия Митько в предоставлении спецслужбам Поднебесной данных о способах и методах обнаружения подводных лодок. Сообщалось, что с 2016 года он преподавал в Даляньском морском университете в Китае. Как поведал журналистам адвокат Иван Павлов, за учёным следили, читали его переписку. В марте 2018 чекисты вскрыли багаж Митько аэропорту и отсняли имевшиеся там документы. Позже экспертиза обнаружила в них сведения, составляющие государственную тайну.
Получить доступ к закрытой информации у 78-летнего учёного возможность действительно была. Большую часть жизни он служил на флоте, в том числе на атомной подводной лодке. Долгое время занимался изучением Арктики, является членом-корреспондентом Санкт-Петербургской инженерной академии, входит в общественный совет комитета Совета Федерации по делам Севера. 
С обыском в дом Митько пришли 11 февраля, затем его поместили под домашний арест. Тогда ещё о деле никто не знал. Но примерно через неделю после этого, 22 февраля, в Телеграм-канале «ТопГан», который связывают с заместителем главы администрации губернатора Санкт-Петербурга Ириной Ган, появилась публикация о возглавляемой Валерием Митько общественной организации «Арктическая общественная академия наук Санкт-Петербурга».
В публикации говорилось, что эта самая Арктическая общественная академия уже более 15 лет усиленно продвигает некую «Арктическую доктрину России». Но «академики» игнорируют существование такого основополагающего документа как «Основы государственной политики России в Арктике», который в настоящее время готовится к утверждению президентом России.
«Непонятный статус и более чем условный профессионализм отнюдь не мешают «академикам» регулярно «светиться» на около-арктических мероприятиях различного уровня, попадать в новости и широко цитироваться журналистами», – констатировал ТГ «ТопГан».
Оставшийся неизвестным автор задался вопросом: «Зачем люди столь упорно лезут в сферу, в которой им, вроде бы, нечего делать?» И в качестве версии предположил, что кому-то «просто выгодно «забить» российскую арктическую повестку такими вот псевдо-экспертами для того, чтобы оттенить действительно профессиональные мнения, и, «нагнав туману», затруднить взвешенное принятие управленческих решений по развитию Российского Заполярья».

Адвокат изменников


То, что Арктика уже стала ареной столкновения интересов крупных геополитических игроков – ни для кого не секрет. Очевидно, что потенциальные противники России будут использовать все рычаги влияния в этом направлении: например, начнут прикармливать грантами представителей коренных северных народов России или оказывать давление через общественные институты. В последнем как раз у адвоката Павлова имеется большой опыт. Присмотримся к его личности подробнее.
В 1992 году Иван Павлов – выпускник факультета автоматики и вычислительной техники Санкт-Петербургского электротехнического университета, также известного как ЛЭТИ. В 1995 он был помощником ныне покойного адвоката Юрия Шмидта в деле о госизмене в отношении директора правозащитного центра «Беллона» Александра Никитина. В 1996 обучался на курсах датского Центра по правам человека. И только в 1997 году Павлов получил диплом юриста на спецфакультете переподготовки СПбГУ. Знающие люди говорят, что качество тех дипломов оставляло желать лучшего. Когда и как Павлов получил статус адвоката – вопрос открытый.
Именно работа по делу Никитина под руководством Юрия Шмидта принесла ему первую известность. Но первая самостоятельная работа Ивана Павлова по защите журналиста газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта» Григория Пасько закончилась обвинительным приговором. Как, впрочем, и почти все остальные процессы о государственной измене, в которых отметился этот адвокат.
Исключениями стало, пожалуй, лишь так называемое «дело Светланы Давыдовой», прекращённое следственными органами за отсутствием состава преступления. Либо дела в отношении Оксаны Севастиди, осужденной на 7 лет, но помилованной Президентом, то есть признавшей свою вину и раскаявшейся.
Похоже, как раз за подобными уголовными историями и «охотится» Иван Павлов, с целью вступить в защиту и играть на сочувствующем общественном мнении. Такие судебные процессы позволили ему годами заседать в эфире «Радио Свобода» и стать ньюсмейкером «Новой газеты». Иван Павлов убедительно обличал российское правосудие в крайне низком проценте оправдательных приговоров. Что касается преступлений против государственной власти, то, по мнению адвоката, случаи прекращения уголовного преследования или иного улучшения положения осужденных за госизмену и вовсе единичны, да и те являются его исключительной заслугой.
Тем не менее, следует признать – в отношении государственных изменников обвинение обычно подкреплено большим количеством убедительных доказательств, сомневаться в таких аргументах чрезвычайно сложно. Не потому ли адвокат Павлов вступает в такие дела без особого огонька, который если и разгорится, то только при особо крупном гонораре?

Иностранный агент


Стоит обратить также внимание на виртуозность, с какой бывший выпускник ЛЭТИ обходит российские законы об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях».
Так, после признания иностранным агентом номинально возглавляемого им некоммерческого партнерства «Институт развития свободы информации» (ИРСИ), адвокат зарегистрировал в Чехии негосударственную некоммерческую организацию «Общество свободы информации». Ещё в марте 2016 года журналистское расследование Пятого канала показало, что на счета этой организации поступали средства от аналогичных структур США, которые признаны нежелательными на территории РФ. В сюжете говорилось, что в дальнейшем средства заокеанских спонсоров обнаружились и у созданного Павловым ООО «ИРСИ» в качестве оплаты за оказание неких услуг.
А вообще правозащитная деятельность создателя и других функционеров ИРСИ осуществляется под флагом незарегистрированного объединения юристов «Команда 29». Кстати, официальный «командный» сайт хотя и не зарегистрирован как СМИ, у него даже есть своя редакция, которая оперативно продвигает работу околополитических правоведов. Сотрудники «Команды 29» занимают четвёртый этаж петербургского бизнес-центра «Воронежская, 33», где располагается адвокатский кабинет Ивана Павлова. Это щекотливое обстоятельство в связи с особым правовым статусом кабинета не позволяет контролирующим и правоохранительным органам в достаточной мере дотянуться до неформального образования.
Сам Павлов с некоторых пор старается не мелькать в качестве учредителя подконтрольных организаций, а на руководящие посты предпочитает ставить кого-либо из ближайших сподвижников по «Команде 29». Однако в чешском «Обществе свободы информации» российский адвокат-вычислитель занимает должность первого почётного президента. Информация об этом имеется на сайте городского суда города Праги.

«Пражский клуб»


Новое изобретение ловкого юриста позволяет решить сразу две проблемы. Как говорится, и рыбку съесть, и на трон сесть. Как показали журналисты Пятого канала, адвокат создал при поддержке чешской негосударственной организации «CELLI Institute» неформальное объединение «Пражский клуб адвокатов».
Клубные мероприятия проводятся как в Чехии, так и в России. В Прагу приглашаются авторитетные российские адвокаты. Такие собрания финансируются, между прочим, Иваном Павловым. И, судя по всему, их участникам оплачиваются транспортные и иные расходы. Павлов всячески пытается представить, что в ходе собраний «Пражского клуба» обсуждается защита профессиональных прав адвокатов, однако больше похоже, что они являются подобием тусовки, позволяющей организатору закрепить в профессиональном кругу имидж влиятельного человека, который готов раскошелиться если не из собственного кармана, то привлечь солидных спонсоров. 
Инструмент личного пиара нацелен, видимо, на то, чтобы сформировать среди адвокатского сообщества мнение, будто «Пражский клуб» является серьезным институтом российской адвокатуры. И этот институт якобы может составить реальную конкуренцию действующему руководству Адвокатской палаты Санкт-Петербурга и Федеральной адвокатской палаты России.
Пассаж про «рыбку» здесь совершенно неслучаен. В открытых источниках присутствуют сведения о том, что спонсор «Пражского клуба» – чешский «CELLI Institute», является подразделением Американской ассоциации адвокатов (American Bar Association).
«Иван Павлов, с моей точки зрения, использует адвокатуру в своих политических интересах. Поэтому он больше политик, нежели адвокат, и пытается профессионалов вести не туда. Это своего рода «Навальный» в адвокатуре», – прокомментировал корреспонденту «Конкретно.ру» член Совета Адвокатской палаты Белгородской области Борис Золотухин.
Профессиональные качества адвоката Ивана Павлова из соображений адвокатской этики не стал комментировать никто из опрошенных.
«Широкое участие адвокатов в 1917 году во Временном правительстве усугубило трагедию России. Поэтому демократическая говорильня может быть уместна в Сенате, в Думе, но никак не в совете министров и в правительстве», – заявил «Конкретно.ру» президент адвокатской палаты Свердловской области Игорь Михайлович.
 
Михаил Гражданский, «Конкретно.ру», фото РБК и «Новая газета»