Вокзальная пандемия

Предприниматели продолжают отчаянно надеяться на то, что руководство РЖД протянет им руку помощи от коронавируса. Однако там, в монополии, похоже, руками только разводят, зато твёрдо придерживаются внутреннего регламента, ловко ссылаются на Правительство России и не хотят замечать, что сейчас уже не те сытые времена, как прежде.

На стыках зазор великоват


Захирели большие вокзалы – это раньше станционные смотрители пеклись о том, чтобы развивать на транспортных узлах инфраструктуру обслуживания и комфорта для многочисленных пассажиров. Сегодня же как любое действие, так и явное проявление бездействия можно умело обосновать коварной заразой, которая может поразить бизнес на вдохе. 
В течение нескольких месяцев редакция «Конкретно.ру» пытается выяснить, как собираются реализовать в Санкт-Петербурге глобальную Концепцию по развитию железнодорожного узла, на которую будет потрачено 598,6 млрд рублей. А в ответ – лишь короткие отписки с общими фразами о светлом будущем. И ровным счётом, кстати, ничего о том, какая судьба уготована вокзалам – объектам культурного наследия, где до недавнего времени бурлила своя особенная жизнь. Власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области кивают на РЖД – мол, лишь транспортный монополист сможет ответить, что грезится впереди.
Ну а железнодорожное начальство, в том числе отвечающее за инвестиции и функционирование вокзалов, предпочитает в диалог не вступать, выставляя вперед пресс-службу, которая рассылает дежурный релиз. Тем временем коронавирус продолжает последовательно опустошать объекты инфраструктуры. 
Пообщавшись с двумя десятками предпринимателей разного веса и статуса – от операторов вокзальной недвижимости до субарендаторов небольших торговых точек, корреспондент «Конкретно.ру» пришёл к невесёлому выводу. Вернись завтра в опустевшие здание терминалов пассажиропоток, бизнес обречён на разорение, если транспортный монополист не изменит своего отношения к тем, кто год за годом стабильно пополнял ведомственную казну.
Случайно ли Владимир Путин транслировал полномочия по восстановлению покалеченной коронавирусом экономики на региональный уровень? Губернаторы получили право действовать самостоятельно и, опираясь на федеральный пакет мер государственной поддержки, отвечать за предоставление бизнесу дополнительных преференций. 
Понятно, что отмена аренды, выдача субсидий, перенос уплаты налогов и другие антикризисные действия – это не своеобразное извинение власти перед коммерсантами за месяцы экономических потрясений. Это в большей степени необходимость сохранить социальную стабильность – рабочие места и деньги на кусок хлеба миллионам своих подданных. И коли не случится голодных бунтов, то и экономика, которая вынуждена дышать без аппарата ИВЛ, как-нибудь поднимется.
А вот монополистов Кремль из виду упустил. И многочисленные объекты общепита, торговли и сферы услуг, которые привычно обеспечивали цивилизованную инфаструктуру для дачников, путешественников и командировочных, оказались брошены на произвол железнодорожных начальников. 

Половина умерла?


Вроде бы, найти представителей малого и среднего бизнеса, чья предпринимательская судьба связана с вокзалами, нетрудно. Рестораны и кафе, магазины сувениров и подарков, турфирмы и цветочные павильоны, фотоателье и пункты оказание бытовых услуг, нумизматика и хостелы – спектр их деятельности довольно широк, а контакты доступны каждому любознательному человеку.
Сосредоточены эти объекты на вокзалах, которые славятся своим пассажиропотоком – московских: Ленинградском, Курском, Белорусском, Ярославском, и петербургских, что соединяют между собой две российские столицы: Московском и Ладожском.
Но сегодня больше половины контактных телефонов не работает, временно недоступны, переведёны в односторонний голосовой режим. Возникает ощущение, что предпринимательство на петербургских вокзалах полностью инфицировано и спрятано от посторонних в какой-то особенный лепрозорий. 
Чуть больше жизни теплится в Москве. Но и здесь скорбно молчат семейный итальянский ресторан «IL Патио» и туристический сервис-центр «Рубикон», открывшийся ещё в 1994 году. Не откликается популярный магазин байкерской и музыкальной атрибутики от значков до трусов «Рок Арсенал». Заблокировал общение с внешним миром «Дом быта на Курском», где недавно трудились ювелиры и мастера по починке обуви и одежды, часовщики и умельцы по ремонту очков. 
Звонок за звонком приходится натыкаться на безразличный женский голос, дежурно сообщающий, что связь с бизнесом оборвалась. Временно? Или навсегда? 

РЖД навстречу не идёт


Короткие интервью с предпринимателями, которые ещё надеются выжить в коронавирусной изоляции, сложились не слишком оптимистично. 
Директор магазина «Советские конфеты» на самом большом и оживлённом вокзале России – Ленинградском, поначалу пошёл на разговор неохотно. Он, как субарендатор, получил от оператора коммерческой недвижимости отсрочку по уплате аренды. Конкретные условия Евгений огласить отказался, сославшись на коммерческую тайну. Лишь сообщил, что в апреле предпринимателей поставили перед выбором – кто может платить, тот работает дальше. Кто не в состоянии – закрывает бизнес, чтобы не превращаться в арендного должника.
«Понимаете, это же невозможно», – отвечает Евгений на вопрос, реально ли при возобновлении пассажиропотока наряду с текущей арендой погасить образовавшийся долг, если торговая точка всю весну находилась в простое.
По всей вероятности, отсрочку «Советским конфетам» предоставил основной арендатор Ленинградского вокзала – ООО «Легат». Именно эта структура выступает оператором железнодорожной недвижимости в зданиях на Комсомольской площади, которую ещё называют «площадью трёх вокзалов». Конкуренцию ей составляет лишь ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», который управляет сетями под собственными ключевыми брендами «IL Патио», «Шикари», «Планета Суши», «Американский Бар и Гриль», «Мама Раша», а также предоставляет франшизу на TGI FRIDAYS и Costa Coffee.
– Все кафе и магазины в здании Ленинградского вокзала являются нашими субарендаторами, – замечает высокопоставленная собеседница из ООО «Легат». – Ситуация складывается так же, как у всех сетевых компаний, арендных партнёров РЖД. Все ждут каникул, но в ответ управленцы транспортного ведомства дают только отсрочки, на полгода. А предоставление субарендаторам каких-либо скидок – именно наше решение, потому что скажи им весной: платите по полной, съехали бы, если не все, то процентов девяносто… Тем операторам, которые не подписывают отсрочку с РЖД и всё-таки пытаются добиться арендных каникул, выставляются претензии, пени и штрафы на действующий договор за апрель, май… 
По словам представителя ООО «Легат», письма, направленные на имя генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова, спускаются вниз, на уровень исполнителей, а те отвечают: действуем по регламенту и никаких выговоров за его несоблюдение от своего начальства получать не хотим. Ряд арендаторов Ленинградского вокзала, столкнувшись с таким отношением железнодорожных менеджеров, уже обращались к премьер-министру Михаилу Мишустину. В РЖД спустилось обращение от Правительства России. Саму бумагу, правда, предприниматели не увидели. Но позиция монополиста от вмешательства Белого дома, к сожалению, пока не изменилась.
– Вроде бы 5 июня должно было состояться совещание у Белозерова, на котором собирались согласовать арендные каникулы, но на какой период – непонятно. Никто не может сказать, проводилось ли это совещание вообще, – сетует собеседница «Конкретно.ру». – Если не отстоим необходимость объявления каникул, то попадём на деньги. Торговых точек работает мало, хотя мы уже открыли площадь для непродовольственной торговли сумками и сувенирами. Но пока всё печально – ждём поездов и надеемся договориться с РЖД.
Куда жёстче выразил мнение, которое возможно разделяют многие предприниматели, руководитель магазина быстрого питания «Фреш бургер» на Ленинградском вокзале.
– Насколько нам известно, РЖД вообще не идёт навстречу. Никакой поддержки абсолютно нет. Что сказать! – отбитые от реальности люди, – экспрессивно выразился он, видимо, не сдержав своих эмоций. 

На вокзале пусто


В Санкт-Петербурге основная торговля и сфера услуг замыкается на управляющие компании – «Торговые комплексы» вокзалов. Это арендаторы, которые несут ответственность, наверное, за добрую половину малого бизнеса, функционирующего на территории пассажирских терминалов. В управляющих компаниях царил похоронный настрой, менеджеры отказались от комментариев, отчего напрашивается очевидный вывод – бизнес на столичных вокзалах отличается от петербургского, как литерный поезд от дополнительного, который тормозит на каждом полустанке.
За исключением пары совсем крохотных объектов, откликнулся только хостел на Московском вокзале, который пустовал без постояльцев апрель и май. Как заметил в разговоре с корреспондентом «Конкретно.ру» его управляющий Сергей, от разорения спасли две вещи – наличие средств размещения в разных районах Санкт-Петербурга и то, что аренда была предусмотрительно оплачена на несколько месяцев вперёд. Пожалуй, он – один из счастливчиков: управляющая компания снизила ставку на 50% как представителю пострадавшей отрасли. 
Внесённая предоплата, таким образом, удачно растянулась на летний период. Сергей умудряется зарабатывать на других объектах. «На вокзале пока пусто», – горестно констатирует отельер.
Почему-то в голову приходит пример того, как крупнейший частный арендодатель Северной столицы – холдинг «Адамант», владеющий 22 ТРК общей коммерческой площадью 1,2 млн кв. м, который никогда не отличался излишней добротой по отношению к своим арендаторам, предоставил им в марте и апреле скидку в 75%. Не отсрочку, а именно скидку по арендным платежам. По всей вероятности, в «Адаманте» понимают, что «додавить» и «вышвырнуть» можно любого должника, но если арендаторы начнут массово разоряться, то возникнет эффект домино, где вслед за ними повалится и миллиардер-арендодатель. 
Изменится ли отношение РЖД к людям торговой инфраструктуры? Например, если поменять главного управленца железнодорожным имуществом Андрея Старкова на Александра Плутника, которого прочат на это место? Отдаст ли сменщик долгожданный сигнал, чтобы чиновники рангом ниже, присматривающие за вокзалами, вдруг развернулись к предпринимателям лицом?

Немного арифметики


За первое полугодие 2020 года администрация Санкт-Петербурга, как негромко намекнули нашему корреспонденту, собрала лишь десятую часть от годового плана арендных платежей за пользование городским имуществом. Допустим, зловредный вирус на днях будет нещадно изничтожен. Это означает, что при оптимальном прогнозе в текущем году арендные сборы окажутся втрое ниже запланированных. 
Нетрудно предположить, что 50%-ное снижение ставки позволило бы сократить выпадающие доходы. И реально спасти малый бизнес. Ситуация с торговлей на железнодорожных вокзалах ничем, по сути, не отличается от того, как складывается экономика в Северной столице. И понятно, что никакие внутренние регламенты и отговорки перед кабинетом Мишустина не заставят предпринимателей удержаться при сохранении прежних арендных обязательств даже на крупнейших пассажирских терминалах России. 
Зачем же станционные смотрители загоняют вокзальную экономику в тупик? Да потому что проще доложить наверх – пандемия, все разорились и умерли. И не виноват чиновник, даже если нанёс своей чрезмерной ретивостью ущерб родному ведомству. А вот если он решил снизить арендную ставку, чтобы не потерять деньги уже в последующие месяцы, то неизвестно, одобрительно ли на это посмотрит верховное начальство. 
На то и пандемия. Вокзальная. Кто выжил – тот и молодец…

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото Агентства городских новостей «Москва» и Ильи Варламова
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен