Как же складывается сегодня ситуация на рынке пассажирского автотранспорта и туризма? Какие мероприятия необходимо осуществить, чтобы вывести отрасль из кризиса? И вообще – остались ли они ещё, бизнес-идеи, которые можно воплотить на практике? Специалистов внимательно выслушал корреспондент «Конкретно.ру».
Припарковались
Как и полагается в таких случаях, дискуссию открыла Нана Гвичия, заместитель председателя комитета по развитию туризма в Санкт-Петербурге. По её словам, за месяцы пандемии ведомству удалось получить поддержку туротрасли из федерального и регионального бюджетов – первый уровень 5 мер, второй – 7 мер. Это не даёт возможности полностью компенсировать те потери, что понесены отраслью, но хотя бы позволяет удержать бизнес на плаву.
Первыми открылись судоходные компании, и гости имеют возможность полноценно знакомиться с городом с воды. Туроператорам и турагентствам пока не дают разрешения вести свою деятельность, что связано с эпидемиологической ситуацией, однако они уже находятся на низком старте.
«Мы запустили программу «Безопасное путешествие» и дали возможность туроператорам зарегистрироваться о возобновлении своей работы. Надеемся, что им удастся восстановить работу в августе, и туристы смогут воспользоваться услугами. Детские перевозки пока рассматриваться не будут, так как есть ограничения по всем регионам в этом вопросе, для детей отдых возможен только в своём регионе», – сообщила Гвичия.
Диалог продолжил Олег Куксов, председатель Правления Союза Ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы». Как он заметил, проблемы пассажироперевозок автобусами возникли ещё за три года до пандемии, когда стартовало одновременное введение лицензирования и новые требования по детским перевозкам, что легло тяжким грузом на плечи автотранспортных предприятий.
«Надо было соответствовать требованиям лицензирования и транспортной безопасности, в результате многие автоперевозчики подписали контракты с лизинговыми компаниями, – отмечает Куксов. – В марте начался карантин и появился ряд новых ограничений, внёсших сумятицу в ряды перевозчиков. Хотя деятельность не закрыли, но заказные перевозки пострадали на 90 процентов, а международные – на 100 процентов потеряны».
По его словам, в какой-то мере помогло бы введение моратория на транспортный налог для автопредприятий на этот год, по аналогии с другими регионами. Кроме того, недавно вышло постановление о правилах субсидирования по средствам индивидуальной защиты, но автоперевозчики туда не попали. А среди одной из главных проблем Олег Куксов назвал проблему остановок около достопримечательностей: «В прошлом году мы сумели добиться разрешения на открытие 23 таких остановок, но заявляли 48 адресов. Сейчас их в целом 47. Составлена интерактивная карта для перевозчиков, чтобы правильно припарковать автобус, и туристам дать время до получаса. Программу по увеличению количества таких остановок нужно включить в план стратегического развития транспортной инфраструктуры города. Мониторинг по этим остановкам показал, что часть знаков запретительных есть, но нет наказания для владельцев легкового транспорта».
Городской ресурс ограничен
Олега Куксова серьезно поддержал Владимир Родионов, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга. Он пояснил: «Создание парковочной инфраструктуры туравтобусов актуален не только для автоперевозчиков, но и для водного транспорта. Неоднократно наблюдал картину – автобусы останавливаются у причала, где нет парковки, и туристы пожилые бегут через дорогу, чтобы успеть на теплоход».
Возобновили навигацию в Северной столице с 28 июня. Прошедшее время показало значительный спад пассажиропотока – на 70 процентов. Иностранных туристов практически нет. По его Родионова, пакет мер поддержки и сроки их действия не учитывают сезонность работы водного транспорта и отсутствие иностранных туристов, которые составляли 30 процентов всего пассажиропотока. А главное – никто не ведёт мониторинг мер поддержки пострадавших отраслей, связанных с туризмом.
На вопросы о стоянках туристических автобусов ответил Алексей Степичев, и.о. начальника отдела перспективного развития комитета по развитию транспортной инфраструктуры города: «Городской транспортный ресурс для коммуникационных нужд ограничен и пожелание всех участников нельзя удовлетворить одновременно. Отказаться от велодорожек в пользу автостоянок мы не имеем права. Транспортная стратегия на 10 лет есть в Генплане, центр надо освобождать от любого транспорта – речь о платном въезде в центр города. В части оптимизации движения туравтобусов согласованы, обсуждены, разрабатываются схемы организации стоянок и знаки о запрещении ими пользоваться для всего транспорта кроме автобусов».
Но идеи есть
Впрочем, оптимизм не покидает Ирину Семёнову, генерального директора ООО «Едемвотпуск.ру» и одновременно главу Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад.
«Мы пережили большие сложности и жаждем открыться и работать, причём в безопасной зоне для туристов, – говорит она. – Выйдем из пандемии, туристы будут приезжать, но надо развивать новые программы, открывать новые направления по консолидации с Ленинградской областью. Делать ставку на москвичей, на взаимодействие маршрутов».
Семёнова считает, что туризм уже не будет таким, каким был раньше. Для привлечения туристов требуются новые направления – гастротуризм, промышленный, исторический, экологические тропы, интерактивные программы…
Её выступление дополнила Елизавета Нефёдова, генеральный директор компании «Президент Тур», полномочный представитель «Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства» по Северо-Западному региону. Основной тренд сейчас – это безопасность и ценовая политика. Необходимо вести мониторинг за легальностью услуг в туристической сфере, так как есть всплеск самоорганизованного туризма, активно работают нелегальные гиды. По мнению Нефёдовой, наиболее безопасным средством передвижения на сегодня можно считать поезда, где соблюдаются оптимальность цены и качества. А для привлечения туристов она предложила ввести страховку от заболевания коронавирусом, которую будут оформлять посредники – турфирмы.
Елена Кузнецова, «Конкретно.ру», фото из открытых источников