Смольному мешают депутаты

Финансовый блок правительства Санкт-Петербурга намерен отстранить депутатов от бюджета.

На первом пленарном заседании осенней сессии обсуждение губернаторского законопроекта о внесении изменений в городской закон «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» вызвало шквал критики, которую запустил председатель комитета по законодательству Денис Четырбок. Его поддержали сразу несколько единороссов.
Редкое явление – критика власти партией власти, привело к тому, что на поправки ко второму чтению чиновники согласились предоставить целую неделю, хотя изначально планировали провести сомнительный законопроект через парламент за пару недель. Не вышло. 
Во втором чтении, в итоге, законопроект рассматривали на заседании 21 октября. Больше месяца понадобилось представителям Смольного, чтобы сделать законопроект приемлемым для обеих сторон.

Депутатам предложили идти на поклон


Собственно, суть губернаторских изменений бюджетного процесса касалась требования согласовывать все поправки к бюджету с распорядителями бюджетных средств. Именно депутатам предложили свои поправки согласовывать с руководителями комитетов и районов. 
Напомним, что на принятие бюджета в трёх чтениях парламентариям отводится примерно полтора месяца: в первом чтении документ рассматривается через три недели после внесения утверждённого городским правительством закона в Законодательное собрание. Далее две недели – на поправки к второму чтению и одна – на поправки к третьему. Между тем, на согласование поправок с чиновниками, по словам Сергея Никешина, может уйти не менее месяца. А Сергей Ковалев и вовсе уверен, что ни один распорядитель бюджетных средств не согласует поправку, если с его ведомства будут снимать деньги. 
На претензии парламентариев вице-губернатор Эдуард Батанов ответил жёстко: «Исполнять внесённые вами поправки придётся органам власти, потому им и решать, нужна та или иная поправка, или нет». Одна эта фраза, фактически, исключает парламент из бюджетного процесса. Однако именно парламент, как собрание народных избранников, обязан контролировать расходование народных средств, что явно не по нутру нынешнему правительству города. 
Ещё во время весенней корректировки чиновники вывели из-под контроля депутатов 31 млрд руб., переведя эти средства в резервный фонд правительства в связи с пандемией коронавируса. Нынешними изменениями закона «О бюджетном процессе», Смольный и вовсе хочет устранить слишком назойливую законодательную власть и самостоятельно решать, на что направлять средства бюджета.

Юридический комитет Смольного возглавляет непрофессионал


Зампред БФК Андрей Васильев поинтересовался, согласован ли данный законопроект с Юридическим комитетом Смольного? Когда выяснилось, что согласован, Оксана Дмитриева возмутилась: «Не понимаю, как Юридический комитет мог пропустить такую формулировку. Вообще-то вы у нас спрашиваете разрешения, на что можно потратить деньги, а не мы должны просить у вас согласовать поправку». А Михаил Амосов подчеркнул, что данной нормой чиновники переписывают Устав Санкт-Петербурга. 
Выступления парламентариев били не в бровь, а в глаз. «Любое согласование поправок в бюджет – это нарушение не только Устава города, но и федерального закона, Бюджетного кодекса, – заявила Оксана Дмитриева. – Правительство разрабатывает бюджет, парламент его принимает, тем самым давая разрешение на ассигнования. Если вы не согласны с нашими поправками, у губернатора есть право вето». 
«Наша законодательная деятельность должна быть полностью подчинена Конституции, – напомнил Алексей Ковалев. – Несомненно, что норма о согласовании какой-то поправки с каким-то назначенным винтиком во власти, которые меняются регулярно, это антиконституционное требование. На тех, кто написал такую норму, надо возбуждать уголовное дело по узурпации власти». 
В свою очередь, Сергей Никешин прозрачно намекнул на возможность возврата в 1990-е, когда принятие бюджета затягивалось до февраля-марта. «У депутата есть право подать и 500, и 1000 поправок», – сказал он. И предложил проблемы решать техническим путем, в противном случае, они превратятся в политику и будут нарастать снежным комом. 
Андрей Васильев начал выступление с того, что финансисты часто допускают правовой нигилизм. «Для исправления их ошибок и существует Юридический комитет, который в представленном законопроекте нарушил Конституцию, Бюджетный кодекс, закон «О статусе депутата» и ещё несколько нормативно-правовых актов, – констатировал парламентарий. – Поэтому у меня предложение направить губернатору представление о несоответствии председателя Юридического комитета занимаемой должности. Я обращаюсь сегодня в Уставной суд Санкт-Петербурга с просьбой дать правовую оценку действиям правительства». 
Голосовать против законопроекта призывали также Михаил Амосов, Борис Вишневский и Максим Резник. Тем не менее, документ приняли в первом чтении 33 голосами «ЗА» при 11 голосах «ПРОТИВ». Фактически, против выступили или просто не голосовали, как минимум, два представителя партии власти (в парламенте их 35).

Месяц – на «договориться»


Ко второму чтению поступило 8 поправок. Первую – от двух парламентских комитетов (по законодательству и бюджетно-финансового) приняли 39 голосами «за» при одном «против». Денис Четырбок пояснил, что эта поправка исправляет практически все огрехи законопроекта и выравнивает полномочия правительства и парламента. 
Представитель губернатора Юрий Шестериков отметил, что поправка согласована Смольным, однако требует некоторых технических правок, которые внесут к третьему чтению. Из следующих 6 депутатских поправок две были сняты авторами – Алексеем Ковалевым и Михаилом Амосовым, три, одна из которых подана Сергеем Никешиным, – отклонены (Вячеслав Макаров прокомментировал это словами: «Сергей Николаевич, пусть отклонили, но в историю-то вошли, а в историю главное войти, а не вляпаться»), одна – Юрия Бочкова и Дениса Четырбока, касающаяся сохранения полномочий Законодательного собрания по распределению субсидий местным бюджетам, – принята. 
Восьмую поправку о верхних пределах государственного долга, предложенную губернатором, Михаил Амосов назвал «хулиганством», так как глава города внес ею положение, которого не было в изначально в предложенном проекте закона. А Оксана Дмитриева отметила, что заявленная цель законопроекта и результат, который получится, если данная поправка будет принята, противоречат друг другу. Тем не менее, парламентарии её одобрили 37 голосами «за» при 10 – «против».

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото с официального сайта Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга