Ловкость рук, и клиент «раздет»

Петербургских адвокатов Носкова и Гущева из компании «Дювернуа Лигал» могут обвинить в крупном мошенничестве – на кону сотни чужих миллионов. Любезно предложив владельцу «Международного банка Санкт-Петербурга» Сергею Бажанову за его же деньги временно оформить на себя имущество, ловкачи с адвокатским статусом превратились в миллионеров и не хотят расставаться с этим статусом.

Дисконт из-под удара


О злоключениях, которые постигли семью банкира, доверившегося Егору Носкову и Игорю Гущеву, стало известно ещё полгода назад, когда владелец «Международного банка Санкт-Петербурга» (МБСП) подал иски в Петроградский районный суд и городской арбитраж. Этому предшествовала странная цепь событий.
Начнём с того, что 31 октября 2018 года Центробанк отозвал лицензию у кредитного учреждения, во главе которого стоял Сергей Бажанов. Незадолго до того, как топор упал на плаху, функция временной администрации по управлению МБСП перешла к госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). А ещё чуть раньше в банк нагрянули силовики, заподозрив совсем незаметную фирму-клиента в незаконных операциях с иностранным видеоконтентом.
По всей вероятности, нужен был повод. Ведь фирма-клиент не имела даже валютного счёта и вряд ли могла незаконно закупать что-либо за рубежом. Так или иначе, МБСП оказался в жерновах банковской реформы, затеянной Эльвирой Набиуллиной. Тотальной проверке подверглась вся документация этого кредитного учреждения, на основании чего был сделан вывод – якобы Сергей Бажанов придерживается слишком рискованной бизнес-модели, а на балансе МБСП будто бы имеются значительные объёмы проблемных активов.
Мог ли банк выжить? Бажанов, похоже, был в этом убеждён. Редакции «Конкретно.ру» удалось раздобыть план повышения финансовой устойчивости МБСП, подготовленный в сентябре 2018 года, через несколько дней после визита силовиков. С ним Бажанов обратился к главе Центробанка, предложив внести в капитал банка, в том числе, личное имущество – бизнес-центр «Глобус» на Крапивном переулке и жилой дом с земельным участком на набережной Малой Невки. Недвижимость банкира оценивалась примерно в 1,5 млрд рублей. 
Однако АСВ уже вцепилось крепкой хваткой в активы МБСП, а к Бажанову вдруг поступило предложение об оказании помощи от адвокатов Носкова и Гущева, ранее с которыми он не сталкивался. Речь шла, в частности, о том, чтобы отвести удар от личного имущества – бизнес-центра и жилого дома: объекты представляли собой лёгкую добычу для «санаторов», а значит могли в первую очередь уйти в погашение убытков банка. 
И убедив владельца «Международного банка Санкт-Петербурга», что они могут спасти его от демонов, адвокаты чудесным образом превратились в хозяев этой недвижимости. Привлекательные объекты достались покупателям почему-то с 70-процентным дисконтом.

Не заработал, но купил


Любые законные сделки имеют право на жизнь. И недвижимость осталась цела. Только вот незадача – как уверяет Бажанов, покупалась она на время и потом должна была вернуться к прежнему владельцу. Хотя бы потому, что денег на покупку бизнес-центра «Глобус» и жилого дома на набережной Малой Невки у адвокатов не наблюдалось. Это, как ни странно, утверждается и в отзыве, представленном АСВ в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Конкурсный управляющий полагал, что истец Бажанов прав, а сделка по приобретению его личной недвижимости адвокатами Носковым и Гущевым является ничтожной. Позиция АСВ, к слову, это взгляд не коммерсанта, а представителя государства, который в интересах вкладчиков вероятно намерен включить объекты в конкурсную массу. 
Придирчиво изучая обстоятельства совершения сделки, юристы АСВ обратили внимание на то, что Егор Носков, покупая здание бизнес-центра «Глобус», «не располагал и не мог располагать денежными средствами, достаточными для оплаты по договору». Ведь совокупность прибыли всех юридических лиц, участником которых значился адвокат, составляла в 2017 году сумму в 29 раз меньшую, чем цена покупки. А в 2019 году прибыли вообще не было. 
Рассчитав все легальные доходы адвоката, в АСВ пришли к неутешительному выводу: «Даже если предположить, что Носков Е.А в течение 10 лет копил сбережения для оплаты по договору, то на протяжении 10 лет его доход должен был составлять не менее 1 000 000 руб. в месяц».
Так откуда же взялись деньги? Сопоставляя некоторые данные, можно выстроить следующую схему. Часть средств, которые было необходимо официально провести как оплата по договору на приобретение, например, бизнес-центра «Глобус», появилась у адвокатов от супруги банкира – Татьяны Бажановой. Непосредственно перед оформлением сделки она сняла миллионы наличных со своего счёта в Райффайзенбанке. А спустя полгода, чтобы не возвращать Сергею Бажанову недвижимость назад на основании неисполненных обязательств, деньги ссудил мажоритарный акционер «Кировского завода» Георгий Семененко. И банкир лишился собственности, которую дал на время «подержать» ловкачам, задешево за ещё и за собственный счёт.
Зачем в историю вступил Семененко – тоже вполне объяснимо. В течение 14 лет миноритарные акционеры «Кировского завода» пытались добиться выплаты им почти 20 млрд рублей – разницы между рыночной стоимостью 35% акций предприятия и ценой продажи кипрским компаниям, за которыми просматриваются силуэты близких родственников Георгия Петровича.
Так вот председателем совета директоров «Кировского завода» с 2012 года является соучредитель «Дювернуа Лигал» Егор Носков. В минувшем феврале он публично сообщил, что миноритариям практически не на что рассчитывать – основные суды мелкими акционерами проиграны. Проигравшие, в свою очередь, заявляют, что пост председателя совета директоров достался Носкову в качестве награды за войну с ними, которую тот вёл «не гнушаясь самых грязных технологий».

Привлечь к ответу


Сегодня обстоятельства сделки, заключённой между Бажановым и адвокатами, помимо суда расследуются в уголовном порядке. В феврале 2020 года ГСУ СК России по Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное дело №12002400019000045 по факту хищения неустановленными лицами права собственности на чужое имущество путём обмана (ч. 4 ст. 159 УК РФ – Мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере и или повлёкшее лишение права гражданина на жилое помещение).
У следствия нет сомнений в том, что виновные лица ввели экс-банкира в заблуждение относительно правовых последствий по заключённым договорам купли-продажи его имущества. Процессуального решения о привлечении Носкова и Гущева в качестве обвиняемых пока не принято. Не назван потерпевшим и Сергей Бажанов, но лишь из-за того, что не был допрошен, поскольку серьёзно болен и находится на лечении за границей.
Однако известно, что 22 октября 2020 года Бажанов через своих представителей обратился к главе СКР России Александру Бастрыкину. Он уточняет, что согласно ст. 42 УПК является потерпевшим как физическое лицо, которому преступлением причинён имущественный и моральный вред, а решение о придании этого процессуального статуса в силу требований закона должно быть принято незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформлено постановлением следователя.
Бажанов просит изъять уголовное дело из производства ГСУ СК России по Санкт-Петербургу, передав его следователю центрального подчинения, и вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемых адвокатов Гущева и Носкова из адвокатского бюро «Дювернуа Лигал». В настоящее время обращение находится на рассмотрении у Александра Бастрыкина. И вряд ли глава СК России не согласится с государственным подходом юристов АСВ…

Игорь Тимофеев, «Конкретно.ру», фото из открытых источников