Депутаты решили судьбу баров

Городской парламент 36 голосами «ЗА» при 5 «ПРОТИВ» и одном воздержавшемся принял за основу законопроект, внеся изменения в статью 5 регионального закона «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге», вызвавший бурный негатив летом текущего года.

Напомним, что перед каникулами депутаты увеличили площадь заведений, в которых запрещается торговать алкоголем до 50 кв. м, в результате чего под действие закона попали небольшие авторские бары в центре города, пользующиеся популярностью не только петербуржцев, но и гостей Северной столицы. 
Широкий протест предпринимателей и клиентов этих заведений понудил губернатора Александра Беглова, не глядя подписавшего документ, пойти на попятный, обвинив депутатов в недальновидности, а спикера парламента Вячеслава Макарова – принять решение о создании рабочей группы по подготовке изменений в этот ещё не вступивший в силу документ. 
Отработав три с половиной месяца, рабочая группа выдала на-гора законопроект, который, как убеждён спикер, «удовлетворил всех».

Мы за гору против мыши?


Обсуждение на пленарном заседании и итоговое голосование показало, однако, что у документа остались оппоненты. 
«Мы активно поддержали первый вариант, – начала своё выступление лидер фракции «Партия Роста» Оксана Дмитриева, – считали, что это первый шаг в наведении порядка использования многоквартирных домов. Когда закрывали кальянные или публичные дома, всегда находились те, кто кричал: «А как же бизнес?! Ведь это рабочие места!» Но почему никто не думает о покое граждан?» 
По её мнению, самые злачные места, требующие закрытия, расположены в центре города, на улицах Рубинштейна и Думской. «Неурегулированность размещения бизнеса – алкогольного, табачного, игорного – путь к маргинализации города», – утверждает депутат и добавляет, что правоохранители крышуют самые злачные заведения. Её оценка деятельности рабочей группы: гора родила мышь. «Мы за гору, против мыши!» – с таким восклицанием Оксана Дмитриева сошла с трибуны.
Лидеру фракции КПРФ Ольге Ходуновой не понравилось использование в юридическом документе разговорного жаргона – «хрущевки», «панельки», «наливайки». «9 лет назад запустили проект «Давайте говорить, как петербуржцы», – напомнила она. – Недопустимо употребление в нормативно-правовых актах разговорного сленга». 
А Михаил Амосов раскритиковал саму основу документа: «Я с самого начала был противником главного критерия – площади заведения. – говорит он. – Почему авторы законопроекта считают, что маленькие бары доставляют больше беспокойства, чем крупные заведения? Не вижу логики. Теперь добавилось ещё одно «почему?». Почему в маленьком баре на Рубинштейна пить можно, а на Гражданском проспекте нельзя?».

50 квадратов для советских панельных домов


Но как раз на этот последний вопрос автор законопроекта Денис Четырбок ответил, представляя документ. Рабочая группа, в которую входили и горожане, и предприниматели, и депутаты, и эксперты, приняла решение установить две разные площади: в центре города – 20 кв. м, как того требует федеральный закон, в спальных районах советской застройки – 50 кв. м. 
«Мы сохранили этот метраж для всех восьми серий «хрущевок», а также для иных панельных домов, в которых архитектурным проектом не предусматривались нежилые помещения, а общая площадь квартир не превышает 50 кв. м, – пояснил Четырбок. – В современных жилых комплексах застройщики специально выделяют первые этажи под коммерцию, у них усиленная звуковая защита и специальная вентиляция. Поэтому в таких комплексах также будет действовать норма 20 кв. м».
Нельзя сказать, что решение идеальное. Как сказал нашему корреспонденту руководитель Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар, комментируя летом первый вариант закона, никто не мешает владельцу заведения приделать крыльцо и включить дополнительные два метра в общую площадь помещения (речь шла о 49-метровой «хрущевке»). Добавим к этому, что можно, например, объединить две рядом расположенные квартиры в одну. 
А ещё в советских спальных кварталах понатыкано достаточно домов, построенных уже в этом веке, не всегда с первыми этажами под коммерцию, в них благополучно существуют и будут существовать те самые круглосуточные алкомаркеты, которые, пользуясь пробелами законодательства, днём работают в качестве магазинов, а с 22:00 – как бары. Поэтому предложение яблочника Бориса Вишневского запретить двойные лицензии выглядит логичнее, нежели игра с квадратными метрами. 
Впрочем, по информации Дениса Четырбока, действие выданных на сегодня двойных лицензий завершается в 2022 году, комитет по промышленной политике, инновациям и торговле обещал больше их не выдавать. Осталось помучиться всего два года.
 
Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото из открытых источников и с сайта «Гатчинка.ру»
 
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга