«Мы здесь власть»

Представьте сцену: участник незаконного митинга цыкает на офицеров полиции, бьёт на глазах у ОМОНа сотрудника подведомственной Смольному организации, после чего невозмутимо уходит.

«Ситуация невероятная», – скажете вы. Здесь налицо 318-я статья Уголовного кодекса – «Применение насилия в отношении представителя власти». До 5 лет колонии. Полиция на такое сработает наверняка. Дело чести – сами такие же «при исполнении». Сегодня не накажем – завтра начнут бить нас. Однако внутри петербургского главка МВД есть и совсем другие примеры.
«Смотря кто бьёт, где и кого из представителей власти», – могут поправить другие носители погон. И правда: одно дело малолеток хватать на митингах, другое – обижать «уважаемых людей».
И кто где «представитель власти» – ещё разобраться надо на самом деле.

Дно пробито


Речь пойдёт о печально известном «правовом бермудском треугольнике», самом большом муниципалитете России – Всеволожском районе Ленинградской области. Здесь свои правила пытается диктовать официальным лицам Бройлер, «хозяин» местных могильщиков. Повлиять на его доморощенную империю, похоже, не слишком удаётся. Знающие люди указывают пальцем в сторону правительственного здания, почему-то упоминая генеральское звание.
Бройлер – выходец из мира гангстеров 90-х, чудесным образом обернувшийся теперь в доктора социологических наук, профессора, преподавателя Санкт-Петербургского государственного экономического университета Сергея Михайлова. Он же – соучредитель скандального прославившегося ООО «Всеволожская ритуальная компания» («ВРК»).
И вот – пробито очередное дно. На глазах у сотрудников полиции нападают на директора муниципального предприятия, а полицейское ведомство не только не задерживает тех, кто распускают руки, но и почему-то выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела?
Чтобы понять весь абсурд случившегося, перенесёмся на некоторое время назад. В мае 2020 года во Всеволожске по инициативе прокуратуры Ленинградской области прошло межведомственное совещание с участием руководства района и практически всех силовых структур. Тема – борьба с группировкой Бройлера, которая беспредельничает на районных погостах. Подконтрольное Михайлову ООО «ВРК» вместе с дружественным ООО «БИС» творят самоуправство на кладбищах.
Итогом совещание стало решение – завершать легализацию сферы ритуальных услуг в районе, а обо всех случаях захвата земли для захоронений сообщать в УМВД, которому предписали на постоянной основе оказывать в случае необходимости содействие администрациям поселений для поддержания правопорядка на территории кладбищ. Это почти дословная цитата из майского постановления.

Пустили кровь


Утром 9 ноября 2020 года руководитель муниципальной специализированной службы в ритуальной сфере МБУ «Ритуальные услуги» Павел Руденко вместе с ещё несколькими сотрудниками прибыли на Пундоловское кладбище вблизи деревни Суоранда. УМВД в ответ на просьбу о помощи выделило участкового.
Вроде бы ничто не предвещало беды. Однако муниципальных служащих на погосте уже поджидали. «Из самовольно построенных зданий вышла группа агрессивно настроенных граждан и потребовала, чтобы мы уезжали», – напишет позже Руденко в своём объяснении в полицию.
Знакомиться с документами, по которым кладбище передано в управление МБУ, недружелюбные мужчины отказались, а вместо этого стали кому-то звонить, сообщив, что сейчас с визитёрами будут «разговаривать по-другому».
Где-то через полчаса на кладбище влетело несколько дорогих внедорожников, один из которых чуть не сбил Павла Руденко. Из машин высыпали те, кого называют лицами кавказского происхождения. Их предводитель Мага, в котором можно было опознать Магомеда Абдулаева, лидера силового крыла группировки Бройлера, по утверждению Руденко, накинулся на директора МБУ «Ритуальные услуги» и начал душить.
Муниципальный служащий вспоминает, что пытался отнять руки Маги от своего горла, но в этот момент второй злоумышленник зашёл со спины с металлическим предметом. «Сначала удар в висок, затем – режущий удар вспарывает мне лоб. Крови много. Кто-то из моих коллег меня оттаскивает», – объясняет Руденко.
По его словам, ещё до приезда подкрепления кладбищенской братвы, по вызову участкового на кладбище прибыл наряд ППС. То есть муниципальному служащему, который приехал исполнять свои служебные обязанности, кровь пускали невзирая на присутствие четырёх полицейских.
Якобы стражам правопорядка сурово посоветовали не вставать на пути, иначе придётся их тоже «замесить». Задерживать нападавших полиция не рискнула, даже когда на помощь прибыл наряд от городского полка ППС. Это произошло после того, как главе районной администрации Андрею Низовскому с места событий стали приходить фото окровавленного служащего.

Кладбищенские призраки


В больнице, куда повезли лечить раненного Павла Руденко, он подхватил коронавирус. От последствий болезни служащий ещё продолжает лечиться и до сих пор не вышел с больничного. Зато на днях он получил на домашнюю почту письмо, которое пришло из полиции.
Участник конкурса «Народный участковый 2020», участковый 128-го отдела полиции майор Андрей Агапов уведомил Руденко о том, что 8 декабря 2020 года вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании отсутствия события преступления. Причём, судя по почтовому штемпелю, отправлено это письмо было только 13 января 2021-го.
«По данному факту формально могут усматриваться признаки преступления, предусмотренные статьей 115 УК РФ («Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью» – прим. ред.), однако объективного подтверждения в ходе проверки они не нашли, вследствие чего нельзя квалифицировать действия как преступные», – пишет кандидат в народные участковые Агапов.
В своём постановлении полицейский расписал показания самого Руденко, результаты судебно-медицинской экспертизы его телесных повреждений, а также показания работников кладбища со славянскими фамилиями. Это те самые пятеро, которые вызывали Магу по телефону. Участковому что-то наплели про 20 неизвестных (это они про сотрудников МБУ), которые якобы хотели устроить погром на кладбище.
А вот про самого Магу и его помощников-соплеменников участковый ничего не пишет.
«Это какие-то фантомы, кладбищенские призраки, никто, кроме нас, их не видит», – сетует Павел Руденко.
Возможно, раз понаехавшие кавказцы не материализуются, муниципалам потребуется обратиться к специалисту по борьбе с нечистой силой. Высказываются предложения: облить призраков какой-нибудь «святой водой» или поставить на въезде на кладбище некоего «архангела с огненным мечом».
Тем не менее, областная прокуратура не намерена прощать Бройлеру и его подручным захваты районных погостов. Как сообщили корреспонденту «Конкретно.ру» в пресс-службе надзорного ведомства, пока к ним процессуальное решение, вынесенное участковым, не поступило. Когда оно придёт, то по вопросу о его законности будет принято обоснованное решение, отметила наша собеседница в прокуратуре. Видимо, кто-то вдруг отвлёк майора Агапова от тщательного изучения материалов и ему вскоре придётся вернуться к рассмотрению обстоятельств ноябрьского инцидента.
Между тем, на днях сам Павел Руденко написал в прокуратуру жалобу на отказ в возбуждении уголовного дела. Пострадавший муниципальный служащий настаивает, что нападение на него было совершено как на представителя местной администрации. А это уже более тяжкая статья Уголовного кодекса с более тяжкими последствиями…

P. S. В ходе прямой линии 15 февраля к губернатору Александру Дрозденко обратился некий житель Всеволожского района Алексей. Он фактически повторил довод, который уже звучал ранее от людей, близких к Бройлеру: мол, МБУ «Ритуальные услуги» в сговоре с похоронными агентами обирают безутешных родственников умерших граждан.
Примечательно, что Алексей попытался спровоцировать главу региона на ответ в духе – раз на днях в Ломоносовском районе арестовали двух могильщиков, то можно ли ожидать сверху неприятностей в адрес МБУ «Ритуальные услуги» во Всеволожске? Надо заметить, отчасти обратившийся достиг своей цели – Дрозденко распорядился провести проверку по оказанию похоронных услуг в этом районе. Странно – избитый Павел Руденко пишет пачками обращения во все инстанции, разоблачая криминальных могильщиков Бройлера, а ответная реакция более чем скромная. Остаётся надеяться, что губернаторская проверка прекратит бесчинства, которые творят здесь подручные профессора Михайлова.

Владимир Демьянов, «Конкретно.ру», фото с места событий