Депутаты ратуют за эффективное управление государственной собственностью

Городские парламентарии приняли за основу законопроект «О порядке управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга», разработанный в соавторстве депутатами Денисом Четырбоком и Сергеем Никешиным три года назад. Внесен на рассмотрение парламента 19 января 2018 года. 

Во втором чтении документ будет обсуждаться не ранее апреля. Длительность продвижения нормативно-правового акта от разработки к рассмотрению и принятию связана с тем, что депутатам и чиновникам нужно договариваться. На поиски компромисса не хватило даже трёх лет. Небольшому по формату, 10-страничному документу приходится проходить через тернии.
Суть в том, что в Санкт-Петербурге, как выяснилось в процессе обсуждения, есть несколько тысяч пустующих квартир, которые правительство не стремится заселить, несмотря на десятки тысяч семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. А кроме того, существует значительное число пустующих комнат в коммуналках. И всё это жилищное богатство не приносит никакого дохода городу, потому что некому платить за «потребляемые» коммунальные услуги, отопление, например. 
Понятно, что за пустующие площади не вносится плата за работу управляющих организаций, за общедомовые расходы воды и света, а главное – эти квартиры могут в интересах собственного обогащения использовать не слишком чистоплотные руководители ТСЖ, ЖСК или управляющих организаций.

На руку нечистоплотным управленцам?


К примеру, в доме, где проживает корреспондент «Конкретно.ру» в июле 2019 года освободилась квартира, в неё дважды пытались вселить гастарбайтеров, и только возмущение жильцов не позволило это сделать. В настоящее время там живёт мать с ребёнком и не факт, что на законных основаниях, так как женщина не стала вызывать сантехников из-за протечки, сославшись на то, что в новогодние каникулы их вызвать невозможно. Однако понадобилось сделать ровно один звонок, чтобы вызов был принят. 
Такое неэффективное распоряжение государственной собственностью, действительно, требует законодательного регулирования. И то, что за документ проголосовали 42 из 47 присутствовавших депутатов, свидетельствует о его необходимости.
Представляя документ, Денис Четырбок отметил, что летом прошлого года ему позвонила председатель одного из новых ТСЖ и сообщила, что в доме пустуют две квартиры, которые 14 лет назад инвестор передал городу в соответствии с инвестиционным договором. Парламентарий выяснил, что квартиры даже не были поставлены на учёт. 
«Это свидетельствует о несовершенстве подходов к инвентаризации собственности», – уверен депутат. По его информации, в городе действует целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, но отсутствует единый базовый документ, включающий в себя цели, задачи и принципы управления собственностью. В этом кроется, по мнению Четырбока, неэффективность управления государственным имуществом в Северной столице. 

Оппозиция задает вопросы


«Поможет ли закон ввести в действие несколько тысяч пустующих квартир и несколько десятков тысяч пустующих комнат, а также реконструировать 200 расселённых домов, которые разрушаются уже не один год?», – задаётся вопросом Алексей Ковалев. 
«В законе прописан строгий учет всей государственной собственности и принцип – эффективность», – парирует Денис Четырбок. А на реплику Бориса Вишневского, как Законодательное собрание будет контролировать эффективность работы правительства и планируется ли проводить парламентские расследования, автор документа уверенно отвечает: «Установим административную ответственность, так как эффективны ли парламентские расследования – неизвестно, поскольку они ни разу не проводились».
Оставив за бортом политику, остановимся на мнении Вишневского, который уточняет, что что закон можно принять в первом чтении, «но потом надо полностью переписывать, так как он страдает волюнтаризмом последних двух десятилетий». По мнению депутата, городская власть считает государственную собственность своей, а не народной и распоряжается ею, исходя из этого постулата. «Закон следует переписать, чтобы никакие Ротенберги не могли распоряжаться государственной собственностью, а после её разрушения ещё и получать десятимиллиардные компенсации из бюджета», – заключил он.

Необходим учёт и контроль


Алексей Ковалев подчеркивает, что ответственность за неэффективное управление государственной собственностью необходимо прописать прямо в законе, а не отсылать к административным правонарушениям. Об этом же говорит Ирина Иванова, предлагая внести в документ обязательный учёт жилой площади. По её информации, 1,2 млн кв. м жилой площади в настоящее время не учтено, в результате чего районные администрации вынуждены запрашивать по 200-300 млн рублей из бюджета на содержание бесхозных метров. «А всего-то и надо заставить ГУИОН провести реальную инвентаризацию», – констатирует Иванова. 
В свою очередь Александр Рассудов потребовал дополнить нормативно-правовой акт положением о ежегодном отчёте Смольного перед парламентом об использовании государственной собственности. «Эффективность государственной собственности ушла в отрицательные величина, – негодует депутат. – Во времена Германа Грефа городская собственность приносила реальный доход, но после его ухода эффективность управления уничтожалась вплоть до отмены районных агентств при Георгии Полтавченко. Вопрос в том, кому это выгодно».
Закон приняли за основу 42 голосами «за» при 2 – «против». Для работы над поправками создадут рабочую группу, в которую помимо депутатов войдут представители имущественного блока Смольного. 

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото из социальных сетей