Несите ваши денежки… в Сбербанк и ВТБ

Ведущие кредитные учреждения России потворствуют кражам денег со счетов своих вкладчиков, как будто поверившие в них люди – государственным банкирам «по жизни» должны. На прошлой неделе московская полиция по поручению прокуратуры приступила к проверке сведений о 35000 сомнительных транзакций, поступивших только из Сбербанка. Причину активизации киберпреступников правоохранительные органы усматривают в плохой работе служб безопасности кредитных учреждений. И в этом, похоже, ВТБ может составить достойную конкуренцию Сбербанку.

Когда безопасность «при делах»?


В сети нетрудно обнаружить отзывы пострадавших клиентов ВТБ, которым кредитное учреждение демонстрирует явное неуважение и нежелание возвращать похищенные мошенниками денежные средства. Вероятно, это принципиальная политика конкретного банка, создавшего условия преступникам для опустошения клиентских счетов после технической переналадки своего онлайна.

Впрочем, в Санкт-Петербурге на стороне Сбербанка и ВТБ против обманутых клиентов играет и полиция, которая либо бездействует, либо выглядит настолько беспомощной, что с ностальгией вспоминаются бандитские 90-х, где каждое слово весило много, а уж взятое на себя обязательство – тем более…

Возмутительная история произошла, например, совсем недавно с вкладчиком петербургского филиала ВТБ Дмитрием Александровым (персональные данные изменены по просьбе собеседника – прим. корр.). Счёт вкладчика на 440 тысяч рублей опустошили ушлые мошенники, которым помог, судя по рассказу Дмитрия, сотрудник службы безопасности банка.

Важно отметить, что кредитное учреждение отнеслось к финансовым потерям Александрова с должным пониманием и даже погоревало вместе с ним, прислав сообщение со своими извинениями и уверениями, что сделает «всё для того, чтобы в дальнейшем вы не оказались в подобной ситуации».

А ситуация произошла весьма любопытная. 16 декабря 2020 на мобильный телефон Дмитрия позвонил неизвестный мужчина, который представился сотрудником бюро кредитных историй и дотошно интересовался, не подавал ли Александров в последнее время заявку на получение кредита? «Сотрудник» с ходу перечислил несколько известных банков, в том числе упомянув и ВТБ. Заподозривший неладное Дмитрий быстро свернул разговор и позвонил в этот банк, поскольку был вкладчиком – то есть хранил в кредитном учреждении собственные средства, а не пользовался заёмными.

Короткий диалог с оператором колл-центра ВТБ (880010022424) состоялся спустя шесть минут после того, как на телефоне Александрова высветился незнакомый номер из «бюро кредитных историй». Колл-центр тут же переключил клиента на службу безопасности. Там к информации Дмитрия отнеслись вдумчиво, уточнили несколько деталей и сказали, что перезвонят чуть позже.

И действительно, не успел он проехать пару перекрёстков, как раздался звонок с номера 88001004440. Собеседник из службы безопасности сообщил, что в данный момент со счёта Александрова якобы осуществляется списание денежных средств, и чтобы не произошло беды, необходимо перейти по ссылке, которую сейчас вышлют. В подтверждении правомочности этого действия Дмитрию был направлен документ на бланке ВТБ.

Одновременно, как говорит вкладчик, на его телефон начали поступать СМС с паролями для подтверждения переводов, хотя свои данные Александров никому не предоставлял. Открыв интернет-банк, Дмитрий обнаружил, что в процессе общения с собеседником со счёта происходит списания денежных средств.

Вот, собственно, и вся история. Естественно, что Александров подал заявление в полицию (КУСП-19112 от 17.12.2020), которое больше трёх месяцев лежит без какого-либо движения. По сложившейся традиции, правоохранительные органы умело отфутболили вкладчика в банк, где открыт счёт. Что касается ВТБ, то представители кредитного учреждения демонстрируют обычную логику – ничего возвращать не будем, потому что вы самостоятельно установили вредоносную программу, которой воспользовались мошенники. О загадочном собеседнике из службы безопасности там и слушать не хотят.

А ведь на руках у Александрова, например, есть биллинг от 16 декабря, где указан и номер человека из «бюро кредитных историй», и зафиксировано общение с банком. Но это никого не интересует – ни служба безопасности ВТБ, ни полиция не проявили к документу никакого интереса.

Кстати, полиция Москвы уже пришла к неутешительным выводам, что банковские службы безопасности предпочитают не проводить полноценных проверок по обращениям пострадавших клиентов, а лишь фиксируют «неправильные» транзакции и отправляют информацию в правоохранительные органы. При этом выявлены факты разглашения сотрудниками кредитных учреждений банковской тайны и персональных клиентских данных.

Чтобы обеспечить сохранность финансовых активов, которые Дмитрий Александров, как уверены в ВТБ, будет и дальше надёжно здесь хранить, ему предложили «выполнить процедуру обновления единого номера лицевого счёта»…

Все участники известны, но слишком влиятельны


История о том, как у дочери Романа Цепова в 2009 году умыкнули в Сбербанке более 800 тысяч долларов, долетела до самых кремлёвских высот. Но только безрезультатно. С ней разве что не ознакомлен Владимир Путин – вероятно референты не отважились положить ему на стол обращение от родителей человека, которому в лихие времена будущий глава государства был обязан жизнью.

Практически до самой смерти Цепов выполнял поручения особой важности и деликатные просьбы главы государства. В сентябре 2004 года 42-летний директор частного охранного предприятия «Балтик-Эскорт», которое в смутные времена обеспечивало личную безопасность в том числе семьям Собчака и Путина, скоропостижно умер от отравления, как полагают эксперты, радиоактивным полонием-210. Охранная фирма перешла под негласный контроль его младшего партнёра – Виктора Золотова, ныне главного Росгвардейца страны, а иное имущество влиятельного силовика стало буквально исчезать на глазах. Диалектика – когда погибает лев, то царствуют шакалы.

Однако часть наследства всё-таки досталось семье – родителям и детям Романа Цепова. Юристы убедили их распрощаться с долями в коммерческих предприятиях и доверить хранение денег Сбербанку. Так и было сделано.

В марте 2009 года, когда дочь Дарья находилась за рубежом, в отделении Сбербанка (ОСБ № 1879) по сомнительной доверенности, якобы заверенной генконсулом России в Дубае, в два этапа наличными было выдано 815 659,04 долларов США – её часть отцовского наследства, которое находилось на счёте.

Юрист банка Любовь Орлова дала отрицательное правовое заключение, запретив противозаконную выдачу денежных средств. Тогда их выдали по личному указанию руководителя ОСБ № 1879 Дорогова. Заключение юриста загадочно испарилось, а Орлова была вынуждена уволиться из кредитного учреждения. Чтобы «решить вопрос», привлекли другого банковского правоведа Монашенкову, которая беспрекословно выполнила начальственное указание, даже не проверив, что доверенность с такими данными не существует. Затем также послушно валюту выдала кассир Петрова. Наследство Дарьи Цеповой перекочевало в руки некоего Андрея Моисеева, который долгие годы успешно «сотрудничал» со Сбербанком.

Уголовное дело № 506000 было возбуждено 23.10.2012 года СУ УМВД по Василеостровскому району Санкт-Петербурга по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 4 п. «Б» УК РФ. Официальный ответ о том, что доверенность на имя Цеповой не числится в реестре, направил генконсул России в Дубае. В ходе расследования схему хищения денег детально подтвердили с некоторых пор бывшие сотрудники службы безопасности Сбербанка. Им, как и юристу Орловой, пришлось уволиться из кредитного учреждения после проведения своей служебной проверки, выявившей преступный сговор банковских служащих.

Производство по уголовному делу неоднократно приостанавливалось. Сменялись следователи, в различные периоды обстоятельства совершения вдумчиво изучали сотрудники МВД Романова, Максимов, Мяукина, Сулоев, но упорно настаивали на том, что злоумышленниками являлись неустановленные лица.

Прокуратура каждый раз отменяла странные постановления следователей, признавая их необоснованными и указывая на неполноту произведённых мероприятий. За нарушения требований УПК, допущенные по уголовному делу, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности начальником ГСУ ГУ МВД по СПб и ЛО. Только ничего дальше не продвинулось.

Возможно потому, что в кабинетах следователей некстати прозвучала фамилия Алексея Кольчика – на момент совершения преступления одного из топ-менеджеров Северо-Западного Сбербанка России, ныне руководителя регионального отделения Россельхозбанка, а активная фаза расследования пришлась на годы, когда силовым вице-губернатором Санкт-Петербурга был Александр Говорунов. Когда у Цеповой украли наследство, он занимал должность заместителя председателя правления Сбербанка России.

Мать четверых детей Дарья Цепова годами находится на иждивении довольно пожилых деда и бабушки. Её деньгами давно распорядились чужие люди. А Дмитрий Александров похвастаться родством с человеком, которому сам Президент многим обязан, вообще не может – так что, видать, плакали его 440 тысяч.

Но вы, господа петербургские вкладчики, не смущайтесь – несите ваши денежки… в Сбербанк и ВТБ. С повышением ключевой ставки там их с нетерпением ждут.

Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото с сайтов MK.RU и Алексея Цибаева