Ленобласть врёт, но не краснеет?

Прошедшие в 47 регионе выборы – та ещё фантасмагория. В былые времена губернатора Дрозденко вызвали бы в Кремль и положили на стол чистый лист бумаги. Впрочем, бумага всё стерпит: и неслыханный прежде процент проголосовавших на дому, и явную неприятие избирателями областных сановников, а теперь и потенциальную возможность Александру Юрьевичу властвовать вечно, пока красные не придут и не «раскулачат».


Третий срок – «кручу-верчу»…


История о том, что Дрозденко едва не прошёл в прошлом году мимо губернаторских выборов, сегодня обретает свежее звучание. Помнится, областные депутаты всё мешкали и мешкали с тем, чтобы подчистить Устав, где разрешено быть губернатором только два срока подряд. К прошлогодней кампании действующий глава 47 региона уже отсидел своё – сначала был назначен, потом избран. И поэтому формально участвовать в гонке вроде не мог. Требовалось лишь слегка исправить в главном документе формулировку, позволяющую заново идти на выборы: мол, не просто два срока подряд, а избранный дважды. Тогда первичное назначение – мимо.

На официальном сайте правительства Ленинградской области и сегодня размещён всё тот же Устав с прежней формулировкой. Цитируем, глава 4, п.5, второй абзац: «Одно и то же лицо не может занимать должность губернатора Ленинградской области более двух сроков подряд». А теперь выдержки из официальной биографии: «В мае 2012 года… по представлению Президента Российской Федерации наделён полномочиями губернатора… 30 сентября 2015 года состоялась торжественная церемония официального вступления в должность губернатора (по результатам досрочных выборов) … 17 сентября 2020 года состоялась торжественная церемония официального вступления в должность Губернатора (по результатам очередных выборов)».

То есть, если следовать букве закона, Дрозденко – нелегитимен? Ведь никакой оговорки насчёт досрочных выборов в Уставе нет. Хотя, совсем скоро эта правовая коллизия останется в прошлом – в понедельник депутаты Госдумы внесли законопроект, позволяющий губернаторам избираться сколько угодно подряд, но зато и называться они будут безлико: глава субъекта.

Прошлогодняя история показала – регион готов упоительно играть хоть в напёрстки, хоть в выборы. Сыграли и на этот раз. Заметим, «кручу-верчу» у напёрсточников получается гораздо ловчее, чем областные депутатские баталии. Невзирая на титанические усилия двух бывших заместителей Дрозденко – нынешнего сенатора Сергея Перминова и действующего главы Леноблизбиркома Михаила Лебединского, к 47 региону всё ближе подступает багровый закат.

Конечно, прошлым летом крючкотворы из лояльного губернатору Леноблизбиркома умудрились не допустить молодого и самоуверенного коммуниста Вадима Гришкова к борьбе за удобное кресло на третьем этаже правительственного здания. Но полторы недели назад опасный конкурент из КПРФ со своей командой удачно завершил квест по выборам в Законодательное собрание, явно испортив настроение Александру Дрозденко – местная «Единая Россия» под предводительством губернатора потеряла сразу 5 мандатов, набрав досадные 46,37% – ниже общероссийского показателя.

Это притом, что провластные политтехнологи хотели получить на выходе для единороссов около 65%. А вот депутаты от КПРФ теперь в коалиции с эсерами (7 плюс 5 мандатов) имеют далеко не призрачную возможность диктовать свои условия губернской власти. Более того, Вадим Гришков не утратил желания стать через четыре года первым лицом Ленобласти. Позавчера о своём желании выдвигаться в губернаторы заявил публично и 36-летний коммунист Дмитрий Звонков, свежеиспечённый депутат Законодательного собрания.

Несмотря на беспрецедентные попытки «подогнать фигуру под костюм», лидер единороссов Дрозденко не провёл в областной парламент ни вице-спикера Дмитрия Пуляевского в Сосновом Бору (вдобавок – председателя Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области»), ни социального вице-губернатора Николая Емельянова. 

Чей мандат?


Если считать результаты выборов в Законодательное собрание Ленинградской области по совести, то «Единая Россия» должна была потерять ещё один или два мандата. 

Элементарная математика. Всего 50 мест. Половина – одномандатники, половина – по партийным спискам. Значит один «партийный депутат» весит 4%. Если вспомнить про суммарный показатель единороссов, им полагается не больше 12 мандатов, с округлением в большую сторону. Но Леноблизбирком утвердил список из 13 депутатов от «Единой России» по партийному списку. Короче, у кого-то из коммунистов, эсеров или ЛДПР прихватили мандат. 

«Если от многого взять немножко, то это не кража, а просто дележка», – напомнил в «Сказках об Италии» шутливую песенку Максим Горький. Ленобласть на севере, Италия на юге, а подход один и тот же. С той лишь особенностью, что на севере предпочитают беззастенчиво «сыграть в ящик».

Ситуацию с неизвестной болезнью, которая внезапно подкосила электорат Ленинградской области, достойно проанализировали наши коллеги из 47news. Оказывается, «Единая Россия» в ряде случаев пришла в Законодательное собрание благодаря надомному голосованию. Например, в Гатчинском районе порой был болен каждый второй из проголосовавших жителей. А всего свои голоса в переносные урны отправили 12,7% от принявших участие в голосовании. 

И ведь сразила зараза людей именно там, где шли в депутаты близкие Дрозденко по духу люди. Например, в Свирском округе баллотировались единороссы – спикер Сергей Бебенин и Владимир Радкевич, бывший глава Лодейнопольского района. Там в переносные ящики отправились бюллетени 28% от голосовавших. А на участке №458 в Рождествено единороссы вырвались вперед за счёт 55,57% надомного голосования. Не утомляя перечнем цифр, уточним, что в Бугровском округе зафиксирован 1,42% надомников – победили коммунисты, в Сосновом Бору при 1,55% – снова коммунист, а в Выборгском округе при 2,22% – верх одержали эсеры.

Реальную же расстановку политических сил в Ленинградской области могут иллюстрировать результаты выборов во Всеволожском одномандатном округе, где были установлены КОИБы. Единороссы взяли 33,33% голосов, КПРФ – 24,46%, эсеры – 20,99%, ЛДПР – 9,44%, яблочники – 7,09%. Иными словами, «Единая Россия» в любом случае бы победила, но видимо – с другими кандидатами и без краткосрочной эпидемии в 47 регионе, по сравнению с которой коронавирус выглядит лишь лёгким насморком.

Пока же в политбомонде Ленобласти бытует мнение, будто Дрозденко надеется, что его позовут высоко в Москву. Вручат, например, министерский портфель или наделят полномочиями решать внутренние вопросы государственной важности. Вот бы губернатор прихватил с собой в таком случае и пару-тройку верных «шулеров», чем не хороший выход для 47 региона?!

Конечно, Ленинградская область покраснела бы, зато вранья, глядишь, стало бы меньше. И переносных ящиков. А здоровых людей – больше…

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото ЛенТВ24 и пресс-службы губернатора и правительства Ленинградской области