Аккумулируя уходящий год

2021 – это не только год глобальной вакцинации и введения QR-кодов. В России объявлена декарбонизация экономики. Для Санкт-Петербурга, например, реальным примером «зеленого перехода» может стать поток электротранспорта вместо чадящих вредными выбросами авто. Инновационная программа уже реализуется на заводе «Ригель» – в текущем году ИК «Евроинвест» Андрея Березина и «Теллус Групп» инвестировали в «умный ток» сотни миллионов рублей.


Каждый шестой – на токе?

Еще недавно «Ригель» – ожидала, как и многие предприятие советской поры, незавидная судьба. Теперь здесь настраивают серийный выпуск литий-ионных аккумуляторов для электромобилей. Инновационный поворот полностью укладывается в правительственную программу по развитию производства в России электротранспорта, которая была принята в августе 2021 года. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил к завершению этого года проанализировать, какие отрасли экономики в первую очередь подлежат адаптации к «зеленому переходу». Курировать работу рабочих групп ряда министерств персонально поручено первому вице-премьеру Андрею Белоусову.

Казалось бы, «Ригель» и раньше занимался такой тематикой, производя аккумуляторы и батареи для источников бесперебойного питания и средств связи. Продукция петербургского предприятия предназначалась для гражданского транспорта и нужд военно-морского флота. Некоторые заводские разработки были представлены минувшим летом в рамках форума «Армия-2021». 

А вот по части переоснащения городского транспорта наблюдался явный пробел – в настоящее время доля электромобилей в Санкт-Петербурге составляет 0,1%. Скажем честно, их практически нет. Чтобы избавить город от смога, губернатор Александр Беглов уже анонсировал намерение Смольного увеличить к 2030 году этот показатель до 15%.

Акционер АО «АК «Ригель» Андрей Березин утверждает, что растущая потребность в использовании новейших безопасных аккумуляторов очевидна – от применения в быту до работы в космосе. Однако российская промышленность давно «подсажена» на импортные комплектующие. И это уже не просто ставшее привычным присутствие зарубежных брендов на отечественном рынке, а вопрос обеспечения энергетической безопасности. 

Только в 2021 году инвестиции в модернизацию завода составили порядка 400 млн рублей. В результате выпуск аккумуляторов будет увеличен в три раза, с 750 тыс. ампер-часов в год до более 3,0 млн ампер-часов в год, а уже через пару недель «Ригель» приступит к запуску в серию улучшенных образцов своей продукции.

Зарядка для колес и звезды

По экспертным оценкам, емкость рынка электромобилей через три года может вырасти в России до 7,5 трлн рублей. Цифра кажется нереальной, тем не менее «зеленый переход» набирает обороты. А имея такой «умный» козырь как «Ригель», Северная столица вполне может претендовать на роль одного из центров электротранспорта.

Безусловно, в основу любой промышленной революции положен потребительский спрос. Насколько выпускаемая продукция будет соответствовать массовым ожиданиям, во многом зависит как от практической реализации государственной программы, на которую федеральный бюджет собирается выделить около 400 млрд рублей, так и от вовлечения в «зеленый переход» частных инвесторов. 

Кстати, в рамках госпрограммы предусматривается возможность финансовой поддержки местных производителей литий-ионных аккумуляторов. Логика подсказывает, что в первую очередь на участие в декарбонизации экономики могут рассчитывать предприятия, модернизированные за счет частной инициативы.

Что касается потребительского спроса, то помимо возможности приобрести электромобиль актуальным вопросом остается, где его зарядить? В настоящее время в Санкт-Петербурге работает около 70 зарядных станций. При весьма скромном числе таких транспортных средств – вроде бы и достаточно. Если же наращивать долю электромобилей в городском автопарке, то потребуется либо иметь в наличии высокоемкие съемные аккумуляторы, либо организовать компактные зарядные станции буквально в каждом дворе.

Аккумулируя петербургские достижения уходящего года, пожалуй, к ним можно без лишнего пафоса причислить и модернизацию завода «Ригель». Кстати, его свежие разработки заслужили высокую оценку у руководства сотового оператора «Мегафон», о чем свидетельствует соглашение, подписанное на ПМЭФ 2021. 

Любопытно, что ригелем называют как основную балку, на которую опираются несущие элементы строительного сооружения, так и одну из ярчайших звезд в ночном небе. Вот интересно, как подзаряжаются ее аккумуляторы? 

Игорь Тимофеев, «Конкретно.ру», фото с сайтов «ГЦУП. СПб.ру» и АО «АК «Ригель»