Мы вышли из четвёртой волны: всем – здоровья!..

28 декабря самый, пожалуй, передовой в Санкт-Петербурге стационар по борьбе с пандемией – ковид-трансформер госпиталя для ветеранов войн, встретит первую годовщину своей медицинской вахты. В прошлом декабре казалось, что зараза отступила и многочисленные скептики усмехались, мол, всё как всегда – с завидным опозданием. Теперь же среди них наверняка есть люди, которые остались живы благодаря высокоэффективной помощи, которую оказали медики в этом корпусе. О врачах и пациентах ковида в канун трансформера-именинника рассказал «Конкретно.ру» начальник госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов.


– До наступления нового, 2021 года оставалось три дня, и…

– …Мы вошли в этот корпус с первым пациентом. За год через него пролечено уже более 6000 человек. Уже можем сказать, что благодаря нашему трансформеру и его аналогам, которые сейчас развёрнуты на площадках других стационаров Санкт-Петербурга, не исключается оказание обычной медицинской помощи – как плановой, так и экстренной. Эта помощь особенно необходима горожанам старшей возрастной категории, потому что хронические сосудистые заболевания, которые всегда были на первом месте по смертности, никуда не исчезли с появлением ковида. 

Трансформеры берут на себя нагрузку как инфекционные, но мы надеемся, что с выходом из новой коронавирусной инфекции, они станут корпусами стационаров, где можно будет заниматься оказанием любого вида медицинской деятельности. Автономны, имеют свое отделение emergency (экстренной помощи – прим.ред.), реанимацию, компьютерные томографы, операционный блок, лабораторию. Полный замкнутый цикл.

Насколько я знаю, в наступающем году программа строительства трансформеров в лечебно-профилактических учреждениях города будет продолжена.

– Если вспомнить год уходящий, то всех нас, в той или иной мере, по-прежнему крепко лихорадило. Жертвы ковида множились. Малый бизнес обустроился в реанимации, уже не слишком надеясь на оздоровление. Потребительский спрос ринулся вниз. Наверняка и в работе трансформера были трудные периоды. Так?

– Не готов обсуждать ничего кроме медицины, и тем более давать оценки состоянию экономики. Говоря о самом трудном периоде в работе трансформера, вспомню самое начало. Это ведь был пилотный проект, который оказался новым и для медиков, и для строителей – они ровно за шесть месяцев полностью построили корпус на 405 коек со специализированной вентиляционной системой и подачей воздуха в палаты. 

Естественно, передав нам трансформер, строители продолжают за ним наблюдать и при необходимости в максимально короткие сроки устраняют какие-то шероховатости, возникающие по мере эксплуатации. Но сразу предупрежу уточняющий вопрос – никаких серьёзных нареканий с нашей стороны за весь этот год к строителям не было. Кстати, ни одной жалобы от пациентов на отсутствие комфорта тоже не поступало.

– Профессиональное выгорание – свойственно ли оно медикам, которые уже почти два года подряд противостоят ковиду?

– Безусловно, наш коллектив уже устал от инфекционной нагрузки. Поэтому все обрадованы, что мы вышли из очередной, четвёртой волны, работаем в привычном режиме. А то ведь когда хирург на время становится инфекционистом, он немного нервничает – нужно оперировать, руки не должны забывать ремесло. 

Хотя к нам привозили пациентов с острой хирургической патологией на фоне ковида. В госпитале сделано за этот сложный период порядка 3000 оперативных вмешательств – острый аппендицит, острая кишечная непроходимость при наличии опухоли, желудочно-кишечное кровотечение, механическая желтуха какого-либо генеза, острый коронарный синдром. Бывает атеросклеротическая бляшка препятствует току крови в нижних конечностях, особенно на фоне сахарного диабета – тоже на стол.

Кстати, все мы получили дополнительное образование врачей-инфекционистов, работающих с новой коронавирусной инфекцией. Трансформер тем и хорош, что госпитальный персонал, который оказывает в нём помощь пациентам с ковидом, – неврологи, терапевты, хирурги, при выходе из инфекционного состояния снова занимается своим видом медицинской деятельности.

– Верно ли, что весь персонал госпиталя для ветеранов войн тоже перенёс ковид?

– Это так. Переболели все. Думаю, что такая же картина наблюдается в каждом лечебно-профилактическом учреждении, где боролись с новой коронавирусной инфекцией. Мы же не в вакууме живём, такие же горожане – перемещаемся с работы домой на общественном транспорте, ходим в магазины…

Наибольшее количество заболевших медиков пришлось на первые две волны. Работая в красных зонах, мы получали максимальную нагрузку концентрации вируса. Средства индивидуальной защиты при такой интенсивности оказания помощи пациентам, никого от заражения не спасли. 

Могу сказать, что по сравнению с тем временем, когда мы теряли коллег, сейчас, к счастью, потерь в наших рядах нет, чему все несказанно рады. Почему? Акцентирую – 99% сотрудников вакцинированы. Остальные имеют медотвод по возрастному статусу. Нескольких сотрудников пришлось отстранить от работы – мы не имеем права допускать невакцинированный персонал к пациентам. 

– Ну раз уж речь зашла о вакцинации…

– Говорю, как на духу, в госпитале для ветеранов войн ведётся своя статистика. С марта 2020 года, как самое крупное лечебно-профилактическое учреждение Санкт-Петербурга с коечным фондом для пациентов с ковидом, мы пролечили порядка 37000 человек. Из них максимальное количество вакцинированных на наших трёх площадках составляло, внимание, не более 15%. 

Погибших среди таких пациентов – единицы, причём не завершившие двухкомпонентное вакцинирование. Понятно, что человек уже мог получить вирусную нагрузку до того, как сделал первую прививку, и она не могла помочь.

Да, самое главное, мы уже понимаем, как лечить тяжёлых пациентов. Но реанимацию занимают именно люди, которые не прошли вакцинацию. Сколько бы специалисты ни говорили о важности прививок, горожане почему-то верят тиктокерам, вульгарно излагающим своё видение на проблемы новой коронавирусной инфекции. А потом отправляются в реанимацию, увы.

– В 2021 году госпиталь для ветеранов войн стал, если можно так сказать, медицинским учреждением старшего поколения…

– Действительно, нам исполнилось 75 лет. Огромный путь пройден. И продолжаем идти дальше – строятся новые корпуса и проводится капитальный ремонт в первоначальных зданиях, совершенствуется парк оборудования. 

Как главный гериатр Санкт-Петербурга особо отмечу, что своевременно оказываем разноплановую помощь людям пожилого и старческого возраста. Персонал, который умеет качественно работать с таким контингентом, это уникальный профессиональный фонд. И специализированные гериатрические центры, как наш госпиталь для ветеранов войн, на мой взгляд, должны появляться в других регионах страны. 

Например, мы умеем буквально с колёс оперировать пациентов при переломах верхнего, проксимального отдела бедра. И чем раньше он прооперирован, тем быстрее встанет на ноги, избежав возникновения пневмонии из-за длительного постельного режима. Кстати, самому старшему пациенту, которого мы прооперировали, было 106 лет. Учитывая, что у госпиталя есть центр реабилитации с робототехникой, перемещаем туда таких пациентов после оказания высокотехнологической медицинской помощи. Это очень прогрессивно. 

К нам приезжали перенимать опыт коллеги из других регионов, а на территории России функционирует 64 ветеранских госпиталя. Мы работаем в тесной связке с высшими учебными заведениями Санкт-Петербурга. Являемся базой 30 кафедр различных вузов. Сейчас начинаем крупный проект с Северо-Западным государственным медицинским университетом им. Мечникова по профилактике падений и развития остеопороза, что очень важно для пожилого пациента. Иными словами, оказание комплексной оптопедо-гериатрической помощи. 

Этот проект – пилотный в России. Ведь человек, получивший перелом, не застрахован от падений в будущем, в особенности на фоне остеопороза. Со следующего года мы начинаем создавать в Санкт-Петербурге регистр таких пациентов, прошедших через госпиталь для ветеранов войн. К тому же по линии гериатрической службы патронируем по медицинской составляющей одиноких или одиноко-проживающих пациентов пожилого возраста, которые находятся под наблюдением социальных участковых.

– А теперь…

– Пожелания? Но сначала говорим большое спасибо решению, которое было принято губернатором Александром Бегловым за то, что инфекционные стационары создавались на базе многопрофильных лечебно-профилактических учреждений. В противном случае, пациенты моноинфекционного стационара теряли бы то золотое время, которое потребовалось бы оказания им хирургической помощи – сделать тромбэкстракцию из внутричерепных, мозговых артерий, поставить стент в коронарную артерию: спасти от инсульта или инфаркта. И мы успешно занимались этим в условиях работы трансформера.

Пусть пандемия закончится! Очень хочется, чтобы все наши коллеги вернулись к обычным видам своей деятельности. А госпиталю – и дальше развиваться в союзе с такими же медицинскими ветеранскими учреждениями. Всем горожанам – здоровья! Пусть в наступающем, 2022 году всё будет хорошо…

Беседовал Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото Регнум и из открытых источнков