Шаг к монополизации?

В Архангельске формируется мега-альянс предприятий, работающих в сфере пассажирских перевозок

 

 

Транспортники готовятся к монополии

 

Несколько крупных архангельских перевозчиков заявили о намерении объединиться. Группа компаний «АПАП-1», куда уже входят такие предприятия, как ООО «Автотехтранс», ООО «Транссервис» и ООО «Архтрансавто», формируется на базе муниципального предприятия пассажирских перевозок «АПАП-1», которое сейчас находится в процедуре банкротства. Руководители объединившихся компаний уверяют: такой альянс позволит наконец-то оптимизировать работу городского пассажирского транспорта. Однако другие перевозчики не разделяют столь радужных прогнозов конкурентов. Они убеждены: подобное объединение приведет к монополизации рынка пассажирских перевозок Архангельска.

На рынке пассажирских перевозок города работает около 25 компаний, в ведении которых более 300 пассажирских автобусов. Сейчас идет процесс объединения этих фирм, заявил руководитель холдинга «Автотехтранс» Алексей РОДИН на встрече с мэром Архангельска Виктором ПАВЛЕНКО. По словам предпринимателя, объединение перевозчиков на базе «АПАП-1» поможет упорядочить рынок пассажирских перевозок в областном центре.

«АПАП-1» сохранил уникальную для Архангельска производственную базу и инфраструктуру. Это позволит осуществлять квалифицированное техническое обслуживание и ремонт автобусов, проводить предрейсовые технические и медицинские осмотры. Единая диспетчерская служба, а также спутниковый контроль за движением автобусов позволят обеспечить бесперебойность пассажирских перевозок и точность соблюдения всех графиков и маршрутов», – подтвердил слова Алексея Родина руководитель службы по связям с общественностью группы компаний «АПАП-1» Алексей НОВИКОВ.

Захватов и поглощения не будет

Как уверяет Алексей Новиков, потребность объединения сформулирована социальным заказом: только крупные компании способны обеспечить комфорт и безопасность пассажирских перевозок. «Этот процесс не носит насильственного характера и уже тем более речь не идет о рейдерском захвате», – подчеркнул он.

«Объединившись, нам будет проще решать бизнес-задачи, – пояснил депутат горсовета, главный инженер ООО «Архтрансавто» Вячеслав ШИРОКИЙ. – Так, в будущем, мы надеемся, объединение позволит уменьшить накладные расходы предприятий».

Мэрия, по словам начальника управления транспорта и связи мэрии Архангельска Артёма ПЕРЕВЕРТАЙЛО, идею объединения поддерживает. «Это позволит обеспечить централизованный контроль за работой общественного транспорта, создать условия для более эффективного решения задачи транспортного обслуживания населения», – пояснил чиновник.

Как скоро завершится процесс объединения, транспортники прогнозировать не берутся. Алексей Новиков лишь отметил, что он идет не так быстро, как хотелось бы. Свой отпечаток наложил и мировой финансовый кризис, затормозивший реализацию некоторых инвестиционных проектов. «Сейчас обсуждается принципиальное согласие крупных автоперевозчиков о вхождении в альянс», – сообщил Алексей Новиков.

Малый бизнес вытеснят?

Крупные перевозчики, естественно, выиграют от объединения, но что будет с мелкими компаниями, которые в альянс не войдут? По словам Артема Перевертайло, предприятия, не вошедшие в группу компаний «АПАП-1», остаются такими же участниками перевозочного процесса, как и вошедшие. Вопрос только в том, смогут ли они выжить в условиях столь жесткой конкуренции.

Предприниматель Александр СУХОПАРОВ, работающий на архангельских маршрутах «3» и «69», считает, что мелким перевозчикам этот альянс гигантов не сулит ничего хорошего. «По сути муниципальное предприятие с балансовой стоимостью имущества в 600 млн. рублей оказывается в руках трех человек (Алексей Родин, Вячеслав Широкий и Александр Рогатых. – Прим. автора). А остальные перевозчики со временем будут вытеснены с рынка пассажирских перевозок Архангельска», – убежден предприниматель.

По его словам, мелкие перевозчики уже сегодня находятся на грани выживания. Причина — необоснованно низкие тарифы, установленные на пассажирские перевозки в Архангельске. «На наших маршрутах себестоимость одной поездки составляла 12 рублей еще в 2006 году, сейчас она гораздо выше», – отметил Александр Сухопаров.

Несправедливо, по мнению предпринимателя, и соотношение тарифов на центральных и окраинных маршрутах. «Тариф на центральных маршрутах, где длина поездки одного пассажира составляет в среднем 1,38 км, равняется 10 рублям. Длина поездки одного пассажира на маршрутах, к примеру, автобуса №69 или №3 составляет 9,5 км, а тариф – 12 рублей. Получается, что километраж больше в 5 раз, а тариф выше всего на 20%», – возмущен транспортник.

В Архангельске всегда были маршруты суперрентабельные и убыточные, отмечает он, но так как перевозчик был один – муниципальное предприятие, – выгодные направления покрывали убыточные. Сегодня перевозчиков много, и кто-то из них работает в центре города, а кто-то вынужден довольствоваться только окраиной. «Мне работать на прибыльных маршрутах, чтобы сбалансировать доходы и расходы, не дают», – говорит Александр Сухопаров.

Идею объединения перевозчиков Архангельска предприниматель считает не более чем красивым лозунгом. «На самом деле никто объединяться и не собирается, группа компаний «АПАП-1» уже сформирована», – полагает предприниматель.

Перевозчики ждут дотаций

Впрочем, проблема низких тарифов, по словам Вячеслава Широкого, сегодня актуальна для всех, как для мелких, так и для крупных перевозчиков. «После того как на окраинные маршруты были выведены автобусы большой вместительности, наш бизнес стал низкорентабельным», – говорит транспортник.

Напомним, группой компаний «АПАП-1» было приобретено 10 новых «ЛиАЗов», которые с сентября работают на маршрутах в п. Экономия и п. Цигломень. В проект было инвестировано около 30 миллионов рублей.

«Все эти автобусы без исключения убыточны, – пояснил Вячеслав Широкий. – Бесконечно повышать тариф невозможно, поэтому мы надеемся, что муниципалитет будет компенсировать разницу между тарифами и себестоимостью провоза пассажиров».

На встрече с перевозчиками Виктор Павленко заявил, что установление тарифов находится в ведении не местной, а областной власти. Соответственно, следуя логике, именно из казны региона и должны покрываться убытки автотранспортных предприятий. В интересах горожан мэрия готова пойти на компромисс с перевозчиками. Однако пока вопрос предоставления дотаций автотранспортникам остается открытым.

Недовольство же более мелких коллег, по мнению бизнесменов, входящих в группу компаний «АПАП-1», может быть вызвано и другими причинами. «Все транспортные предприятия, работающие на базе «АПАП-1», платят за аренду помещений, техническое обслуживание и ремонт автобусов, – отмечает Вячеслав Широких. – Но в бытность МУП им, возможно, удавалось договориться со слесарями напрямую, следовательно, не платить налоги. Сейчас такая схема не действует и у частных перевозчиков нет возможности рассчитываться с работниками «АПАП-1» «на месте». По всей видимости, многих такое положение вещей не устраивает.

 

Татьяна Потапова


Бизнес-класс Архангельск, № 42 (424)