Надежда на оборонку

Архангельские предприятия машиностроительной отрасли переживают не лучшие времена

 

Машиностроители готовятся считать убытки

 

В то время как региональная власть рапортует о росте показателей в машиностроении, многие предприятия отрасли готовятся подсчитывать убытки. Финансовый кризис значительно уменьшил платежеспособность заказчиков их продукции, и теперь вся надежда машиностроителей на государственные и оборонные заказы.

Машиностроение – вторая по величине отрасль Архангельской области после целлюлозно-бумажного производства. В последние годы доля продукции машиностроения в промышленном производстве области постоянно растёт, за 2007 год она составила 23,4% от общего объема произведенных работ обрабатывающих производств.

Среднесписочная численность работающих в машиностроении составляет 43 тысячи человек.

От общего объема налоговых отчислений обрабатывающей промышленности региона доля машиностроения составляет почти половину (49,7%). В 2007 году поступления от предприятий машиностроительного комплекса составили 2,8 млрд рублей, что выше на 14%, чем в 2006 году.

В середине октября в своем докладе о перспективах социально-экономического развития Архангельской области директор департамента экономического развития Архангельской области Роман НАКОЗИН отметил, что именно машиностроение в ближайшие три года внесет наибольший вклад в оживление промышленности региона. «В 2007 году машиностроительный комплекс занимал 18,6% в структуре промышленного производства. В текущем году доля машиностроения возрастет до 19%. Рост продолжится и в ближайшие три года», – сообщил Роман Накозин.

Видимо, оптимистичные прогнозы чиновников опираются на показатели предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые традиционно имеют большое количество дорогостоящих госзаказов. Потому как другие, более мелкие предприятия машиностроительной отрасли экономического роста в ближайшее время не прогнозируют. Напротив, по словам руководителя ФГУП «Котласский электромеханический завод» Александра РАКИНА, они переживают сейчас не лучшие времена.

Тоскуют по заказам

Как отмечает Александр Ракин, проблемы у Котласского электромеханического завод возникли из-за падения платежеспособности постоянных клиентов. «Предприятию реального сектора экономики получить кредит сегодня очень сложно, практически невозможно. Наши заказчики страдают от нехватки денежных средств, начинают уменьшать объемы производства, соответственно и у нас заказывают меньше, – пояснил Александр Ракин. – Поэтому сейчас мы стремимся получить как можно больше государственных и оборонных заказов. Государство в настоящее время – наиболее платежеспособный заказчик».

Кроме того, по словам руководителя завода, на предприятии планируется перейти на четырехдневный режим работы. «Сокращать работников мы не намерены», – пояснил Андрей Ракин. Однако, по его мнению, оттока кадров заводу не избежать.

«Люди в возрасте, конечно, останутся в отрасли, но молодежь может уйти в частный сектор или, к примеру, в непроизводственные сферы деятельности. Восполнить трудовой ресурс потом будет очень непросто. Предприятие еще до кризиса испытывало дефицит молодых кадров», – говорит Андрей Ракин.

И.о. директора ОАО «Северодвинский завод дорожных машин» Василий ИВАНОВ подтверждает, что платежеспособный спрос на продукцию предприятия снижается. «Заказчики, а в основном это дорожные предприятия, испытывают острую нехватку денежных средств, поэтому уменьшают объемы своих работ», – сообщил он. Рассказать более конкретно о стратегии развития предприятия в 2008-2009 году Василий Иванов отказался. Он отметил, что не берется делать прогнозы на будущее, но пока «финансовое положение завода стабильно».

Есть информация и о том, что плохо дела обстоят на Соломбальском машиностроительном заводе. Якобы предприятие едва сводит концы с концами и даже подумывает о приостановлении производства. Однако руководитель ОАО «Соломбальский машиностроительный завод» Иван СЛАВЯНОВ комментировать эту информацию категорически отказался.

Ждут господдержки

Столичные эксперты подтверждают: рецессия в промышленном секторе уже началась, и прежде всего из-за того, что конечные потребители продукции не имеют средств и не могут взять кредиты на покупку товара. Соответственно не получают оборотных средств производители. Помочь им в условиях мирового финансового кризиса, по мнению Союза машиностроителей России, должно государство.

Руководитель «Ростехнологий» и председатель Союза машиностроителей Сергей ЧЕМИЗОВ направил письмо премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать российскую промышленность с помощью дешёвых целевых кредитов и увеличения объёма государственных закупок.

В частности, машиностроители предложили госзаказчикам увеличить авансирование до 70-80% от цены контракта и не требовать при этом залогов или банковских гарантий. Сейчас, отмечают предприниматели, госзаказчики авансируют только 25%, а кредитов менее чем за 20% годовых никто не даёт.

Кроме того, предлагается внести изменения в законодательство, которые разрешат возврат внесённых залогов на поставки в 2009 году и возмещение стоимости банковских гарантий за счёт увеличения закупочных цен. Предприятиям реального сектора, которые наиболее значимы для государства, предлагается помочь рефинансировать ранее взятые кредиты и погасить внешнюю задолженность.

Государство прислушалось к машиностроителям и выделило деньги банкам, которые направят их в реальный сектор. Однако до Архангельской области, по словам Александра Ракина, они пока не дошли. «Три недели назад правительством было сделано заявление о том, что банкам выдаются дополнительные средства для кредитования предприятий, – говорит руководитель завода. – Но я не слышал ни об одной организации, которая смогла получить кредит».

 

Татьяна Потапова


Бизнес-класс Архангельск, № 43 (425)