«Достижениями» Кирилла Соловейчика заинтересовались в Госдуме

Вопросы к одному из ярких представителей команды губернатора Александра Беглова множатся. Потратить из бюджета 2 млрд субсидий, а обратно получить лишь «выхлоп» в 200 миллионов? Опустошить петербургскую казну на 700 млн, создав подконтрольную сеть госкиосков взамен действующих павильонов, которые принадлежат малому бизнесу? Разместить городской «Технопарк» и подведомственный Центр развития и поддержки предпринимательства на площадях частного «Ленполиграфмаша»? Теперь в них пытаются разбираться депутаты российского парламента…


От недоумения к возмущению

Ничего личного – только факты. Ещё за несколько дней до своего нынешнего назначения Кирилл Соловейчик являлся совладельцем структуры-арендодателя, которая стабильно получает доход от размещения предприятий, находящихся в собственности Санкт-Петербурга. Городской «Технопарк» обосновался на частной территории в его бытность коммерсантом. А вот ЦРПП въехал на площади «Ленполиграфмаша», когда Соловейчик занял должность председателя комитета по развитию промышленности, инновациям и торговле (КППИТ). 

Как человек умный, Кирилл Александрович вовремя передал свои активы в траст Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате. С точки зрения законности – всё чисто. Однако не утратил возможности получать дивиденды. Выходит, что и потенциальные доходы от сдачи площадей в аренду. 

А как настоящий чиновник, он не только регулярно насыщает свою страницу в соцсети ВК и телеграме краткими отчётами с фотографиями вышестоящего начальства, но и успешно продвигает городскую программу по установке киосков за бюджетный счёт.

Всего КППИТ намерен поставить на улицах города 401 газетный киоск, каждый из которых обойдётся бюджету в 1,75 млн рублей с расходами на подключение к электросетям. Площадь такой конструкции – 15 кв. м., приспособлена торговать одновременно, например, газетами и огурцами. Или журналами и сладостями. Их Соловейчик собирается предоставлять в аренду за 50 тысяч рублей ежемесячно. Характерно, что рыночное изготовление подобных конструкций в два раза дешевле, а площадь типового газетного киоска – в два раза меньше. То есть, и существующие сегодня затраты на ведение бизнеса – гораздо ниже.

Город, со слов чиновника уже готов потратить в 2023 году 357 млн рублей на реализацию этой программы. И если «арендный бизнес» Соловейчик вызывал лишь недоумение в предпринимательской среде, то передел рынка мелкорозничной торговли отозвался поначалу ропотом, а теперь и открытым недовольством представителей малого бизнеса.

Какая поддержка? Смешно…

Видимо, чтобы почистить карму, председатель КППИТ принял участие в торжественной церемонии открытия XX Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга в Таврическом дворце, где заявил:

«Малый и средний бизнес в Санкт-Петербурге развивается. Первый индикатор, который мы для себя всегда ставили, и то, что продиктовано президентом РФ, – это количество занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства. Оно в Санкт-Петербурге растёт год от года. И мы являемся лидером в стране по числу занятых от средней экономики Санкт-Петербурга среди других регионов, но и близки по своим показателям к европейским странам по развитию бизнеса».

Насчёт европейских стран Кирилл Соловейчик явно преувеличил. Достаточно обратиться к сведениям официального сайта Счётной палаты РФ. Там приведены данные Международного совета по малому бизнесу (ICSB), согласно которым формальные и неформальные микро-, малые и средние предприятия (ММСП) составляют более 90% всех предприятий и обеспечивают в среднем 70% общей занятости населения. На их долю приходится 50% ВВП. 

Петербургские цифры скромнее будут. Но приветственную речь председателя КППИТ, как и полагается на подобных мероприятиях, участники и гости Форума выслушали с тактом, присущим горожанам Северной столицы.

Вообще председателю КППИТ свойственно облекать сущее в нечто (тут мы немного уподобимся манере, в которой Соловейчик общается с посетителями в соцсети ВК). Например, сообщая о договорённости разработать с Минпромторгом пилотную модельную программу развития экспорта, он уточнил: «Это будет программа, учитывающая новые таргетные страны, в которые необходимо стимулировать экспорт». Чем вызвал непонимание читателей: где-где, простите, стимулировать? Ведь термина «новые таргетные страны» вообще не существует, а «тангетирование» – термин, относящийся к денежно-кредитной сфере.

Или, скажем, рапортует чиновник в октябре 2022 года о мерах поддержки бизнеса на заседании Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге: «Объём региональной финансовой поддержки Фонда содействия кредитования для СМСП составил 1,2 млрд рублей… Федеральной мерой Корпорации МСП по предоставлению поручительств воспользовались более 1,5 тысяч предпринимателей на сумму 17,2 млрд рублей». А в ответ комментарии: «Поддержки малого бизнеса нет в Санкт-Петербурге». Или: «Какая поддержка? Смешно»…

Круто булькнуло, да?

Похоже, в наступающем году Кириллу Соловейчику всё-таки предстоит встретиться с прокуратурой. Надзорное ведомство заинтересовалось, почему глубоко убыточный городской «Технопарк» находится на территории «Ленполиграфмаша». Недавняя прокурорская проверка выявила огромные расходы бюджетной организации на коммерческую аренду.

При этом «Технопарк», подведомственный КППИТ, находится в состоянии кризиса. Уволился каждый третий сотрудник. Эффективность результатов работы организации крайне низка. Тем не менее, Соловейчик не склонен драматизировать ситуацию. Мол, штат был раздут, а теперь проводится оптимизация системы управления. Субсидия на 2023 год согласована, так что «Технопарк» продолжит действовать.

Чиновник уверен, что организация функционирует успешно, базовые показатели будут выполнены. Впрочем, председатель КППИТ не очень любит говорить о планах, поэтому убедительно рассуждает о синхронизации промышленной политики и расширении предназначения «Технопарка» как инфраструктуры технологического предпринимательства. 

На днях он произнёс немало мудрёных фраз по этому поводу в интервью интернет-газете «Фонтанка». В том числе и о том, что переносить «Технопарк» с территории «Ленполиграфмаша» на площади, находящиеся в городской собственности, «очень затратно». По мнению чиновника, к тому же в комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга «нет доступных площадей». 

Собственно, другого ответа от Кирилла Соловейчика ожидать бесполезно. Когда бюджетные субсидии на «Технопарк» в «Ленполиграфмаше» исчисляются уже миллиардами, то доходы структуры-арендодателя вряд ли не позволяют выплачивать дивиденды…

Ещё лучше – просто процитировать один из комментариев, который появился после недавнего интервью председателя КППИТ:

«Чебурашка гуляет по парку. Вдруг, внутренний голос говорит: Разгреби листья под этой скамейкой! – Чебурашка разгребает листья, и находит кошелёк с деньгами. Радуясь, бежит домой через мост. Вдруг внутренний голос опять: Брось кошелёк в реку, с этого моста! – Чебурашка бросает, и думает, в чём смысл? – А внутренний голос: Круто булькнуло, да?».

Это не про эффективного Кирилла Соловейчика. Это про петербургский бюджет, видимо.

Есть у меня и опыт работы

Двенадцать лет назад ещё достаточно юный Соловейчик впервые отправился во власть. Будущему губернатору Александру Беглову явно было тогда не до того, чтобы следить за карьерными высотами человека, которого он теперь считает членом своей команды. Нынешний градоначальник возглавлял совет директоров концерта ПВО «Алмаз-Антей», параллельно занимая пост председателя Совета при президенте РФ по делам казачества.

А Кирилл Александрович пришёл в это время по приглашению председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППИиТ) Евгения Елина на должность заместителя ключевого ведомства Санкт-Петербурга. Соловейчику доверили курировать малый бизнес.

Кстати, Елин перешёл на свой пост в 2009 году с должности директора «Технопарка». Кандидатура куратора малого бизнеса в КЭРППиТе подбиралась, исходя из глубины понимания претендентом особенностей этого сектора экономики. В беседе с Лейлой Церетели, представителем Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе, Кирилл Соловейчик тогда сказал: «Есть у меня и опыт работы в малом бизнесе. Для того, чтобы глубже понять систему, попробовать себя в разных ипостасях, работал и главным бухгалтером, и руководителем… Малый бизнес более гибкий, он быстрее реагирует на всё новое и современное. Это его несомненный плюс и это то, чего порой не хватает большому».

Спустя годы, опираясь на опыт чиновника, Соловейчик умело выражает интересы крупного бизнеса. Что касается представителей малого предпринимательства, то невзирая на выступление председателя КППИТ в Таврическом дворце, защищать их приходится городским коммунистам. Заседание комиссии городского комитета КПРФ по поддержке малого бизнеса состоялось 1 декабря. В нём приняли участие лидер петербургских коммунистов, депутат Законодательного собрания Роман Кононенко и член комитета Госдумы по промышленности и торговле Сергей Пантелеев.

В ходе обсуждения коммунисты отметили, что программа Кирилла Соловейчика по установке газетных киосков «призвана переместить финансовые потоки поближе к своему ведомству и имеет явный коррупционный характер». Отдельное внимание было уделено ситуации со сдачей в аренду ЦРПП помещений на территории «Ленполиграфмаша».

Как стало известно корреспонденту «Конкретно.ру», в ближайшее время губернатору Санкт-Петербурга планируется направить соответствующий депутатский запрос. Затем «достижения» деятельного чиновника будут рассмотрены в комитете Госдумы по промышленности и торговле. 


И хотя Соловейчик охотно фотографируется в стенах российского парламента, итоги этого рассмотрения, вероятно, окажутся для него не слишком оптимистичными. Повторимся: ничего личного – только факты…

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото с личной страницы Кирилла Соловейчика в соцсети ВК