Живые куклы?

Многие знаменитые артисты начали свой творческий путь с обыкновенной массовки. Особенно если это произошло во время того, как они учились в театральном вузе или училище и пришли на съемочную площадку, чтобы немного заработать в дополнение к нищенской стипендии. Но сколько разочарований, сколько несостоявшихся надежд в массовке просто померло! Имя им – легион…


Слушать и аплодировать

На киноэкране, как и в любой картине, не должно быть ничего лишнего. Ничего не предусмотренного режиссёром-постановщиком, главным оператором, и художником-постановщиком. Никаких случайных лиц или фигур. Поэтому в кинопроизводстве и используются артисты массовых сцен (АМС), их ещё называют «артисты второго плана». 

Один из таких киногероев, который снимается в массовке уже несколько лет, раскрыл перед корреспондентом «Конкретно.ру» закулисье своей работы. Назовём его, например, Александр.

«Было это достаточно давно, летом 2014 года, – рассказывает он, – стояла прекрасная погода, а я только-только вернулся в Санкт-Петербург после долгого перерыва. Душа просто пела, с отличным настроением шёл по Невскому проспекту. Как выглядел в то время? Средний рост, очки, густая полуседая вьющаяся шевелюра».

И тут к Александру обратилась симпатичная девушка, спросив, не желает ли он сняться у Алексея Учителя в фильме «Матильда». Нужно будет, как и другим АМС, три дня провести в Мариинском театре по 12 часов. Ничего особенного делать не придётся, только музыку слушать и аплодировать. Оплата – 600 рублей за смену. Кофе, чай, обед – бесплатно, всё предусмотрено. 

Если бы не имя знаменитого режиссёра, Александр скорее всего отказался бы. Но на Учителя он, что называется, клюнул. Напарник симпатичной девушки тут же сделал несколько фотографий, а она записала телефон будущего артиста. Спустя несколько дней Александр пригласили «на примерку».

Рубинштейн пришёл…

Его встретил молодой человек, который проводил дополнительный отбор. Тем, кто не совсем подходил, по мнению этого администратора, для съёмки, разворачивали, вручив бумажку с правом на компенсацию 200 рублей (дорожные расходы), правда, не сразу. Забраковали и Александра – мол, возрастной, да и шевелюра слишком заметна. На что начинающий артист уточнил нагловатому молодцу – именно из-за неё его сюда и пригласили.

Гримерша при Сашином появлении восторженно произнесла: «Смотрите, Рубинштейн! Проходите, сейчас только усы примерим». Далее Александра отправили к костюмерам, чтоб выбрать фрак и прочие аксессуары. Жанна, оказавшаяся бригадиром, зафиксировала его телефон и велела прийти завтра к семи утра. В это самое историческое здание. 

На следующий день, облачившись в сценический фрак, Александр в микроавтобусе он поехал в Мариинский театр. 

После небольшого спича бригадира о строгом запрете на фотографирование под угрозой штрафа размером в 50 000 рублей, группа АМС прошла вовнутрь. К полудню большой зал Мариинки заполнился массовкой.

Один и тот же музыкальный фрагмент повторялся столько раз, сколько дублей требовалось снять режиссёру. У Алексея Учителя, в отличие от обычных сериалов, их количество доходило до десяти. Слушать музыку в таком формате было сложновато.

Настало время обеда. Сразу за центральным входом в театр находились две здоровенных палатки армейского типа. Саша встал в ту очередь, что покороче. Оказалось – не туда. Здесь кушает киногруппа, а еда для АМС – в соседней палатке. Первые поедают полноценный обед. Три блюда, на тарелках. Пользуются металлическими ложками, вилами и ножами. Для АМС предназначена еда попроще – салатик, второе и компот. В пластиковых контейнерах и с приборами из пластмассы.

Опытный коллега по массовке поведал новичку, что среди АМС немало безработных и пенсионеров, которые рады любому заработку. Ещё есть молодые юноши и девушки, пытающиеся так пробить себе путь на большой экран. Ну и для незначительной части АМС – это хобби. Зарплату выдают, как правило, сразу по окончании съёмочного дня.

Саша решил никогда больше не сниматься. Но оставшись без работы, был вынужден поучаствовать в сериале «Троцкий». Александр сидел на одних тюремных нарах с целым Хабенским, супруга главного героя проходила на его фоне. А так кроме Гармаша, Угольникова и Безрукова никого из крупных звезд живьём он не видел 

Технология оплаты

Людей, будущих участников массовых сцен набирает бригадир. До начала съёмок всем АМС популярно разъясняют, что общаться напрямую с членами киногруппы запрещено. И даже для того чтобы принести, например, сушки в буфет для массовки, необходимо сделать это через бригадира.

Подчас некоторые участники массовки уходят в разгул. Кто-то потихоньку накачивается спиртным. А однажды юный АМСник перед тем, как отпить из бутылки воду, зачем-то отшиб у нее горлышко, рискуя поранить окружающих. Это было на съёмках фильма «11 молчаливых мужчин». 

Что касается денег, то снимаясь в фильме Фёдора Бондарчука «Сталинград», Александр, как и коллеги по массовым сценам, мало похожие на бравых бойцов, получал всё те же 600 рублей за день. В другой военной баталии парню из массовки предстояло ночью прошмыгнуть по шатким мосткам над озером. За риск ему решили дать 3000 рублей. После препирательств с бригадиром повысили гонорар до 7000 рублей, но с условием больше здесь не появляться.

Александр вспоминает, что несколько раз он по настоянию режиссёра не просто присутствовал в кадре, а произносил слова – что называется эпизодом. Однако так как текст записывался не на встроенный микрофон, а на бум (выносной микрофон, «швабру»), то получал за свою работу прежние 600 рублей.

Но бывали и приятные исключения. Когда Алексей Герман снимал один из своих фильмов, парень из массовки пробежал слишком близко к «взрывпакетам», получив за проявленную отвагу от бригадира Сабухи Мамедова каскадёрскую ставку. 

Финал. Титры

Пока снимаются кинокартины, будут нужны артисты второго плана. Вряд ли компьютерная графика настолько подешевеет, что станет проще нарисовать цифрового человека, чем заплатить живому.

А вот Александр перестал записываться на съемки, хотя ставка немного повысилась. Говорит: «Надоело. Одни и те же лица, одни и те же разговоры, даже пища практически одна и та же… 1000 рублей за 12 часов? Раздатчику листовок или человеку-бутерброду больше платят». Такой он – тернистый путь в большое кино…

Леонид Алексеев, «Конкретно.ру», фото из массовых сцен