Палестина и Израиль воюют до конца. Чего только?

С каждым днём нынешний ближневосточный конфликт становится всё ожесточённее. Буквально вчера, как сообщило иранское агентство Tasnim, палестинцы остановили армию обороны Израиля (ЦАХАЛ) в секторе Газа, недалеко от больницы «Аш-Шифа». Израильтяне, пожалуй, впервые за последние дни, натолкнулись на мощную оборонительную линию и понесли потери. Безотносительно прогнозов, счёт этой войны уже пошёл на десятки тысяч жертв, и говорить о том, что она близится к концу – не приходится…


Виноваты победители

Степень ожесточения сторон не оставляет сомнений в том, что терроризм – способ не только решения текущих боевых задач, но и достижения политических целей. Под понятие злодеев вроде бы подпадают боевики ХАМАС, однако ЦАХАЛ выглядит не лучше. Те, кто сочувствуют Израилю, не хотят слышать палестинцев. И наоборот.

На самом деле противостояние началось не в 1947 году, а тысячелетия назад. Каждый из двух народов-соседей считает эту землю своей исторической родиной. Их рассудили в год образования Государства Израиль главные победители Второй мировой – Великобритания, СССР, США. Но даже тогда два народа опирались на разных союзников, а разделение мира на Запад и Восток позволяло верить в то, что все между собой договорятся.

Переход к однополярному миру привёл к тому, что Россия во многом утратила «советское» влияние на Ближнем Востоке, а Китай до него не «дорос». Да и старается держать нейтралитет, не вмешиваясь в чужие конфликты. Зато заметно самоутвердились страны ислама, добивающиеся «торжества всемирной правды»…

Израиль, в свою очередь, стремится рано или поздно найти общий язык с арабскими соседями, опираясь на опыт худо-бедного урегулирования с Иорданией. Ключевые понятия здесь – «худо-бедно» или «рано или поздно». Поэтому целеполагание оказывается бессмыслицей. Например, подзабытый Усама бен Ладен в 80-х летал в Пакистан из США через Иерусалим. С тетрадочкой, изданной саудовской фабрикой «Основа» – по-арабски «Аль-Каида». В этой тетрадочке вёлся учёт моджахедов-«двадцатипятитысячников». В основном это были арабы, воевавшие с шурави в соседнем Афганистане.

После вывода советских войск эти «борцы за веру» разбрелись по Ближнему Востоку и одухотворили антиизраильский джихад зримой победной поступью. О бен Ладене сейчас в Израиле стараются не вспоминать. Это якобы «вне политического мэйнстрима».

Безусловно, нельзя преувеличивать роль влияния моджахедов-авантюристов на палестинский протест. Население Израиля, Западного берега реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, и сектора Газа примерно одинаково делится по численности между евреями и арабами. А существенная разница между жителями Западного берега и Газы состоит в том, что в последней сконцентрировано не менее 70% переселенцев из земель, ныне контролируемых Израилем.

Тель-Авив вливал в Газу значительные финансовые потоки, полагая, что тем самым адаптирует её строптивых жителей под «умеренных западнобережных» (Иудея-Самария, Рамалла). Кстати, именно Израиль сделал ставку на менее воинственный поначалу ХАМАС, а не на его предшественника ФАТХа, который когда-то тоже считался договороспособным.

Тем не менее, антиизраильский джихад до нынешнего октября стоил жизни, как минимум, 3 тысячам мирных иудеев, не считая 16 тысяч погибших в четырёх ближневосточных войнах: 1948, 1956, 1967 и 1973 годов. Число жертв среди палестинцев исчисляется по меньшей мере 90 тысячами, ими же округляемыми до «многих сотен тысяч шахидов». Это без учёта 800 арабов, которые погибли 17 октября в больнице «Аль-Ахли». При почти 20 тысячах «террористов» – в израильских тюрьмах. Так что даже без 2023 года итог соседского взаимоистребления: где-то 1:30…

Жители Газы, если смотреть здраво, фактически проживают в резервации, где все легальные контакты с внешним миром регулирует Израиль. Естественно, они не отказываются от любых финансовых вложений, но в массе поддерживают ХАМАС – глобальных «братьев-мусульман», признающих главенство государства, а не Пророка. Не так как, например, ИГИЛ. Поэтому ориентируются на благополучие саудовцев-катарцев, а заодно «европейскость» турок.

Зачистка ничего не решит

Сегодня Израиль старательно зачищает сектор Газы, не считаясь с потерями гражданского населения. Тель-Авив убеждён в своей победе. Численность боевиков ХАМАСа и их «политических попутчиков» составляет порядка 15 тысяч человек. Им противостоят около 450 тысяч военнослужащих армии обороны Израиля. Правда, кадровых военных из них – примерно 180 тысяч штыков, остальные – отставники-запасники или члены территориальной обороны. ЦАХАЛ, конечно, вооружён куда основательней, чем палестинцы. К тому же его при необходимости поддержит американский контингент – 2 тысячи морских пехотинцев.

Но можно посчитать и по-другому. В США – около 4.5 миллионов мусульман, в Западной Европе – более 25 миллионов. В большинстве своём они прагматичны и аполитичны, а в «душе»?.. Аллах ведает…

Двухмиллиардный исламский мир, безусловно, одним фронтом не выступит. Но достаточно и 30-тысячной группировки южноливанской Хезболлы, чтобы конфликт принял совсем иные очертания. И хотя отношения между «пропалестинским» суннитским большинством и «неистовыми шиитами» (Иран, частично Ирак, Сирия, Южный Ливан (с той же Хезболлой), Саудовская Аравия, Йемен) приблизительно такие же, как между католиками и православными, но Израиль воспринимается общим врагом мусульман.

ХАМАСу ничего не остаётся как воевать. Сектор Газы – одна из самых густонаселённых территорий, где темпы роста населения только укрепляются (3-4 место в мире, 3.5 ребёнка на семью). Средний возраст жителей – 18-20 лет. Не следует забывать и о том, что в представлении мусульманина, где его мечеть – там его земля, и даже «временная родина» становится «исконной»…

Очередная «демилитаризация» Газы может принести лишь временную передышку. А затем – снова стычки с подросшими «шахидами», разрушения палестинских кварталов в ответ на взрывы израильских дискотек. В любых финансовых вливаниях со стороны Тель-Авива палестинцы видят только попытку откупиться, а «праведникам» незачем откупаться. Вот и получается – израильтяне рассчитывают на постепенную адаптацию, а палестинцы борются против фактического апартеида.

Существо происходящего уже не свести к козням вокруг саудовско-израильского диалога, «подрыву» китайского «пояса-пути», динамике цен на энергоносители, конъюнктуре фондового рынка (IPO), «частно-корпоративным» интересам той или иной страны или группы стран. Бессмысленно объяснять эту войну выборами в США или российской СВО на Украине. Косвенно все эти обстоятельства могут влиять на израильско-палестинский конфликт, но лишь дополняя его суть.

К таким же косвенным обстоятельствам следует отнести доступ к мечети «Аль-Акса», который формально стал поводом для нынешнего взрыва страстей. И совсем неуместно проводить черту между всё теми же «силами добра и зла», даже если мировые масс-медиа – в целом на стороне «цивилизованного» Израиля. Дело доходит до абсурда: если ты не одобряешь действий ЦАХАЛ, значит, ты антисемит, террорист и, разумеется, «агент Кремля». На память приходит вполне серьёзное суждение русскоязычного израильского дипломата: «Вы исламовед? Значит, Вы – исламист»…

А вот реплики из текущих пабликов. Израильская: «Для дедов – лик дьявола – это Аушвиц. Для внуков – Реим» (место гибели 7 октября 280 участников израильского молодёжного фестиваля»). И арабская: «Россия учит справедливости. Но в Иерусалим из России едут только евреи»…

Не ищите того, чего нет. Мы нисколько не оправдываем терроризм. Что это такое, мы помним по той же Чечне. Но у нас кое-что получилось…

Война множит ряды и деньги

Между тем, этот конфликт имеет и экономическую подоплёку. На каждого израильтянина приходится по миллиону долларов всякого рода активов. При этом 75 процентов – внешние вложения. США, например, ежегодно предоставляют Израилю 3 миллиарда долларов в качестве безвозмездной помощи. Каждому из такого же числа палестинцев повезло едва ли не в тысячу раз меньше. При любом отношении к великому еврею Карлу Марксу признаем, что чужое богатство мобилизует не только на созидательное подражание.

Тем временем мир в очередной раз приближается к глобальному конфликту. Главный вопрос – очевиден: есть ли столь же глобальная воля его избежать?

Не пора ли доделать то, что не успели международные «родители» израильского государства, столь же директивно скорректировав границы с учётом чаяний не только одного, но и другого народа? При странах-гарантах не только со стороны Израиля, но палестинцев и их соседей. Разъединив стороны миротворческим барьером с провозглашением Иерусалима мировой межконфессиональной столицей. Коль скоро этот город символичен для всех сторон.

Почему исламские иерархи упорно отказываются от джихада против террористов-единоверцев? Где выросшие в глазах человечества Китай и Индия?

Тем временем Израиль с талмудистской уверенностью считает, что всё козни идут от Тегерана и «его» южноливанского шейха Насруллы. Как раньше считалось – от Абу Нидаля, Ясина, Арафата, Хании, Баргути… И почему с провоцирующими друг друга соседями нельзя обойтись как на первых порах с талибами, но без кабульского аэропорта в августе 2022-го.

А пока державы, считающие себя цивилизованными, старательно переквалифицируют всех палестинцев – в террористов, а 2 миллиарда мусульман – в им сочувствующих. Может всё дело в том, что обновляемый каждые десять лет (sic!) мировой рынок вооружений занимает третье место по ёмкости, после энергоресурсного и наркотранзитного? Двадцать лет назад он составлял около 100 миллиардов долларов ежегодно. При этом до 87 (!) процентов оружейного экспорта приходилось на Ближний и Средний Восток. На Газу – не в последнюю очередь.

После Второй мировой войны уличение в чем-либо Израиля расценивается как оголтелый антисемитизм, а его решительность в наказании террористов, например, после кровавой олимпиады в Мюнхене, воспринимается как неотвратимый меч судьбы: за преступления, мол, надо расплачиваться. Какой только ценой? Судьбу Сабры и Шатилы, массовой резни в лагерях палестинских беженцев под присмотром израильского оцепления, повторила тоже ливанская деревня Кана, где жертвами «карающего возмездия» оказались больше 50 детей. Чем, собственно, их судьба лучше узников Бабьего Яра? Здесь и там «наказующая сторона» тоже действовала в соответствии с формальной антитеррористической логикой. И тоже на чужой территории. И часто – не своими руками.

Где гарантия, что уже скоро средством антитеррора не станет ядерное оружие, которого у Израиля формально нет? Как и у Ирана…

И ещё. Нас не меньше беспокоят собственные мусульмане, которые через 20-30 лет могут составить до трети населения России. Это уже не сочащийся кровью Ближний, но пока отдалённый от нас Восток…

Борис Подопригора, востоковед, конфликтолог, бывший замкомандующего федеральными силами на Северном Кавказе, специально для «Конкретно.ру», фото https://media.almayadeen.tv и https://img.internethaber.com