Юбилей народной капитуляции...

Ровно десять лет назад, зимой 2000 года, окончательно пал последний в России оплот народной власти. Вернее, полным фиаско завершилась попытка объявить Выборгский ЦБК предприятием, где все принадлежит трудовому коллективу и им же управляется. История вышла громкая - со штурмами и забастовками, публикациями в федеральных СМИ и телерепортажами, вмешательством депутатов Госдумы и высших государственных чинов. Взошла на острие борьбы с народным негодованием и звезда петербургского водочного олигарха Александра Сабадаша. Усмирив Выборгский ЦБК, он ринулся во власть, чтобы позднее сгинуть в пучине политических страстей...   

 

Александр Сабадаш никогда не давал интервью. Почему-то этот нахрапистый, не знающий страха в корпоративных войнах и цинично рассуждающий бизнесмен внутренне опасался контактов с журналистами. Казалось, он мог осадить любого, не торгуясь покупать чиновников и рвать отношения с недавними соратниками. А тут пасовал... В самый разгар противостояния на Выбогском ЦБК он неожиданно согласился на этот разговор, зная, что каждое слово будет опубликовано. Или втайне надеясь -  издание небольшое, известное "в узких кругах", где о местном водочном магнате и без того информации гуляет достаточно... Может, просто накипело у человека на душе... С каждым бывает...
    Прошла целая эпоха. Сегодня "диких олигархов" в России можно пересчитать по пальцам, а состояния куются в государственных корпорациях. И в том же Пикалево, с судьбой которого когда-то был косвенно связан Александр Сабадаш, российский премьер мимоходом бросает одному из последних крупных капиталистов: "Авторучку мне верните сюда!"
    Все поменялось. А минувшее противостояние на Выбогском ЦБК стало частью современной истории России. Тем интереснее вспомнить об этой беседе...

Александр Сабадаш как символ российской контрреволюции


    - Год уходящий, как никогда прежде, обострил противоречия между собственниками и наемными рабочими. Кульминацией предпринимаемых попыток по деприватизации стали события вокруг Выборгского ЦБК. Этот уникальный комбинат рабочие объявили "народным предприятием", обозначив существующие законы, как несправедливые, а представителей правоохранительной системы, как некие карательные формирования. СМИ поспешно обвинили во всех грехах нового владельца ЦБК - влиятельного бизнесмена Александра Сабадаша. А что он сам думает о недавних событиях?
    - Несколько лет назад, когда дела на комбинате сложились не лучшим образом, мы содействовали его покупке американцами. Они стали владельцами ЦБК. Но по экономическим или каким-то другим причинам комбинат все-таки обанкротился. И после этого был продан фирме Nimonor. За долги. Продавался он следующим образом: первый взнос составил около $5 млн., оставшаяся часть - 10 млн. рублей (по тому курсу - около $7 млн.) - должна была пойти на погашение долгов кредиторам: Ленэнерго, поставщикам, налоговой инспекции, выплату зарплаты. Фирму Nimonor туда не пустили. Потому что Выборг - сложный город: как считают некоторые господа, он принадлежит им. Не захотели и не пустили.
    Соответственно английская компания, получив свидетельство о праве на собственность, отказалась выплачивать предусмотренные процедурой банкротства деньги. До того момента, пока российские власти не обеспечат их доступ к владению имуществом. Мучались они пару лет. Решили все продать. А мы купили ЦБК по решению суда, и оказались в аналогичной ситуации.
    Сегодня об этом скандале говорит вся страна. Значит рано или поздно вопрос решится. Потому что в правильности приватизации не сомневаюсь. И если бы я был криминальным человеком, то вопросы бы решались иначе.
    -Зачем же Александр Сабадаш сунул свою голову в бурлящий котел?
    - Мы же российские граждане. А в рентабельности работы ЦБК я уверен. Если же рассматривать происшедший конфликт как неприятие российскими рабочими Сабадаша - представителя какого-то западного капитала, то, например, экономический подъем в Китае произошел именно благодаря активному вмешательству иностранцев. Между прочим, комбинат в свое время был вправду народным предприятием. Когда рабочие получили ваучеры. Которые потом были проданы, и каждый купил себе по телевизору. Я спрашивал: "Почему не по холодильнику?" - "Денег не хватило". Но это личное дело каждого.
    По поводу моего западного происхождения: родился в Ленинграде, уже в 90-е годы уехал в Америку. Некоторое время жил там. А первые деньги начал зарабатывать еще до этого, когда ушел из военно-морского училища. Машины мыл. Джинсы шил. Шашлыки продавал. У меня был первый патент на торговлю у Петропавловской крепости. Я покупал государственное мясо, сам жарил. За шашлыками очередь стояла.
    - Действия судебных приставов и спецназа "Тайфун" пока признаются обоснованными. Представители деловых кругов ничего не имеют против Александра Сабадаша как предпринимателя. Но все задают вопрос: "А зачем ночью-то?"
    - Предпринимались неоднократные попытки попасть на ЦБК. Первоначально туда приехали судебные приставы, женщины. Их толкали, оскорбляли. Потом представители прокуратуры. Все безрезультатно. Поэтому это была последняя попытка, в присутствии прокурора.
    Слава богу, ночью пошли. Днем ситуация могла разыграться более драматично. Там же идет постоянная утечка информации. Сидят свои люди в Выборге, которые всегда сообщат, что Сабадаш выехал на ЦБК. Казалось бы, электричка три часа едет, а на заводе уже все известно. И подготовка к встрече идет полным ходом. Поэтому прокуратурой было принято решение пройти на ЦБК с соблюдением режима секретности.
    - По достоверным источникам, подоплека противостояния на Выборгском ЦБК лежит в иной плоскости, чем конфликт нового владельца и рабочего коллектива. Кто те люди и силы, которые толкают рабочих на противоправные деяния?
    - Выборг потерян для милиции. Люди, представляющие реальную власть, расценивают любое появление на их подконтрольной территории как враждебное. Я считаю, что в Выборге орудует хорошо организованная преступная группировка. Когда ситуация на комбинате накалилась до предела, я беседовал с высокопоставленным милицейским генералом. Спрашивал его, почему такая ерунда происходит? Своими глазами видел, как полсотни сотрудников милиции наблюдали, что меня убивали, и оставались безучастными. Мол, у нас нет приказа на применение оружия. А меня палками чуть не забили, уже думал - все...
    На следующий день прокуратурой были возбуждены уголовные дела. Теперь люди пойдут в тюрьму. И, наверное, это неправильно. Жаль, что их просто использовали ради достижения других целей.
    - Почему Александр Сабадаш, зная о том, что последствия его появления на ЦБК непредсказуемы, решился на опрометчивый шаг - оказаться один на один с разъяренной толпой? Где были его телохранители?
    - Со мной был десяток охранников. И когда на нас двинулось человек шестьдесят с арматурой и двухметровыми кольями, не стали применять оружие. Я, честно говоря, не ожидал, что так сложится. Думал, ну будут толкаться, материться, пихаться...
    А дошло до стрельбы. Будто партизанская война. Один из заводских руководителей грозился, что нам вторую Чечню устроит.
    - Правда ли, что служба безопасности "AFB-2" (одно из предприятий Александра Сабадаша. - прим. авт.) сформирована из людей, прошедших чеченскую войну?
    - Она сформирована по профессиональному признаку. Кто-то действительно был в Чечне, другие никогда не имели отношения к войне...
    - Противники обвиняют нового владельца в том, что он предполагает сократить коллектив...
    - Мы готовы расстаться только с пьяницами. А тем, кто хочет работать, обеспечим нормальную зарплату. Ведь при сегодняшнем денежном вознаграждении на ЦБК людям и остается одно - водку пить.
    - Удивительно слышать от человека, сделавшего состояние на производстве "зеленого змия", обвинение в пьянстве...
    - Нормальное государство должно обеспечить человеку возможность трудиться и получать за это достойные деньги. Когда труд оценивается ниже возможного минимума, рабочие предпочитают "соображать на троих". Я стараюсь сделать так. чтобы люди стремились к большему. На ЛИВИЗе (ликеро-водочный завод - прим. авт.) численность персонала составляет 500 человек. В "AFB-2" - чуть меньше. Каждый из работников получает адекватную заработную плату.
    Помню, я принимал на работу алкоголиков, а сегодня они покупают домой холодильники и стиральные машины. И никто не спивается, даже на водочном производстве. Не нужно видеть во мне "водочного короля". Я не могу сделать этот продукт дешевле или дороже. Цены на водку регулируются федеральным законодательством. Мне кажется, рабочему человеку безразлично, кто будет директором завода. На самом деле, у нас люди - нормальные. Дай им хорошую зарплату и возможность работать, и народ перестанет пить. Экономика важнее.
    Как в этом случае объяснить, что рабочие, посчитавшие возможным трудиться на Выборгском ЦБК при Сабадаше, были уволены своими соратниками с "народного предприятия"? Были драки в поселке между теми и другими. Кстати, всюду говорилось, что в беспорядках участвовали тысячи рабочих. Не знаю, откуда появилась эта цифра. Человек двести - согласен. Вряд ли все эти люди хотели перекрывать дорогу и размахивать кольями. Мы беседовали со многими. Выяснилось, что существует группа, которая финансируется заводом для ведения борьбы с Сабадашем - 120-130 человек. Своебразный действующий резерв. Это их работа.
    - Как относится Александр Сабадаш к тому, что в последнее время все чаще появляется в качестве отрицательного персонажа в средствах массовой информации?
    - На самом деле, мне это не очень приятно. Ведь я - не публичный человек. Никогда не старался создать себе какой-то имидж и попасть в кадр. Но любому телевизионному каналу нужен скандал. И получается, о Сабадаше говорят, совершенно не зная меня как человека. Помню, расстроился, когда деловая газета опубликовала фотографию, где человек был очень похож на меня. Почему похож? Было усилено все, что может нести в себе негативное настроение - обрюзгшее лицо с тупым взглядом.
    Не представляю, как им удалось достичь такого результата! Может быть, после этих публикаций я стараюсь поменьше общаться с журналистами. Радует только то, что знающие меня люди отзываются об Александре Сабадаше хорошо.
    - Считает ли виновник противостояния, что сложившаяся сегодня ситуация будет переломлена  в лучшую сторону?
    - Это в любом случае произойдет. Я не из тех, кто все бросает и уходит. Мне кажется, мы сделали многое для того, чтобы убедить рабочих в правильности нашей позиции. И повторения осенней ситуации быть не может. Хватит революций.

    Из архива «ОП»:
    АЛЕКСАНДР ВИТАЛЬЕВИЧ САБАДАШ. Родился в 1965 году в Ленинграде. Отец - заместитель директора Ленхлебторга, мать - инженер в НИИ алюминиевой промышленности. После окончания средней школы поступил в Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола. Проучившись три года, ушел "на гражданку", поняв, что военная карьера не для него. Занялся предпринимательством. В конце 80-х стал российским представителем шведской компании, производящей водку Absolut. Затем организовал предприятие "AFB-2". Женат. Семья живет в США. Предпочитает автомобили Mersedes и Jeep. Спиртные напитки не употребляет, зато много курит - не меньше двух пачек в день. Развлекательные мероприятия не посещает. Считает себя трудоголиком.

    Ким Шипов

    Интервью и архивная справка опубликованы в конце 1999 года.

    К чему пришли...
    ОАО "Выборгская целлюлоза" ведет свой отсчет с 12 мая 1926 года, когда на полуострове Иоханнес финны начали строительство многопрофильного сульфит-целлюлозного завода. ЦБК успешно работал вплоть до середины 90-х годов. конецформыначалоформыВ 1998 году предприятие было совместно приобретено петербургскими предпринимателями Александром Сабадашем и Михаилом Шлоссбергом (совладелец пикалевского "Глинозема").
    Руководство комбината, имевшее тогда деловые отношения с братьями Рубиновичами ("Рубинчиками"), которые неофицивально контролировали Выборг, представило трудовому коллективу эту покупку как искусственное банкротство ЦБК. Зарплата не выплачивалась, люди падали в голодные обмороки. Ситуация накалилась, когда поползли слухи, что новые владельцы собираются уволить больше половины работников и организовать на ЦБК завод по розливу водки. Рабочие сместили директора, взяли предприятие под свой контроль и самостоятельно организовали выпуск обоев. Из-за этого народного сопротивления Сабадашу и Шлоссбергу зайти на ЦБК не удалось.
    15 октября 1999 года был предпринят штурм комбината силами спецназа "Тайфун", во время которого рабочим удалось избить и захватить Александра Сабадаша. С обеих сторон велась стрельба из стрелкового оружия. В январе 2000 года ЦБК сдался. Каждый рабочий получил компенсацию в размере 1000 рублей. В 2001 году пути новых владельцев разошлись. В 2002 году комбинат полностью перешел под контроль Александра Сабадаша. По неофициальным сведениям, к участию в проекте привлечен олигарх Олег Дерипаска.
    Сегодня ОАО "Выборгская целлюлоза" - одно из ведущих предприятий России по выпуску целлюлозно-бумажной продукции. Здесь выпускается более десяти упаковочных видов бумаги различной массы, белизны, прочности, в том числе с различными полимерными покрытиями. Упаковочная бумага "Выборгской целлюлозы" считается лучшей среди аналогичных видов бумаги, применяемой для упаковки пищевых продуктов , медицинских изделий и препаратов, так как производится в стерильных условиях и из материалов и химикатов, разрешенных органами здравоохранения. В 2010 году комбинат увеличит производственную мощность до 145.000 тысяч тонн.
    Кризис заставил руководство "Выборгской целлюлозы" найти новые пути для извлечения прибыли. На базе производства переработки бумаг будет размещен цех по изготовлению древесных гранул (пеллет) - вида биологического топлива, в последние годы популярного в Европе.

    Ким Шипов