С новым годом, дорогие иудеи!

Еврейский праздник Рош Ха-Шана или, как более понятно большинству петербуржцев, иудейский Новый год приходится на первую декаду сентября. Однако его нынешнее наступление вряд ли назовешь мирным. В жесткое противостояние вступили между собой два раввина, и теперь вся иудейская паства поневоле обязана разделиться на враждующие лагеря. Семитская схватка может оказаться куда изощреннее, чем обычный имущественный конфликт собственников или оголтелый рейдерский захват. Ведь делят сегодня в Санкт-Петербурге не что-нибудь, а Большую хоральную синагогу. И хотя в Рош Ха-Шана для истинных иудеев начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния, сомнительно, что многие евреи решатся поприветствовать друг друга традиционным пожеланием «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!» Когда доходит до выяснений, кто самый евреистый еврей, любые книги летят в сторону...

Евреи любят рассказывать, что Большая хоральная синагога появилась в Санкт-Петербурге не просто так. Якобы одобрение на строительство было получено от самого государя императора, во славу ратных подвигов, что совершили иудеи на армейской службе. Открылся храм в 1893 году и стал единственным оплотом еврейской религиозной общины. В 1930 году большевики решили прекратить иудейские богослужения, но возмущение сынов Синая было столь велико, что через полгода Большую хоральную синагогу власти открыли вновь. Поскольку стены храма незыблимы, а религиозных течений у иудеев несколько, похоже, что наиболее горячие головы с пейсами и без таковых скоро «договорятся» до рукоприкладства.

Как и положено, во главе верующих семитов стоят их религиозные лидеры. Более известным среди равных следует назвать Менахема Мендла Певзнера, который родился сорок два года назад в Нью-Йорке. Раввин успел побывать во многих странах, организовывал работу летних детских лагерей по обе стороны океана. В Санкт-Петербурге Певзнер обосновался с июля 1992 года, став посланником Любавического Ребе и главой раввинского суда. С 1996 года он носит титул главного раввина Санкт-Петербурга. А недавно оказался на посту главного раввина Северо-Западного федерального округа по версии Любавического Ребе. Певзнер – пять раз отец, а его супруга Сара курирует еврейскую школу и ведет занятия для женщин в синагоге.

Оппонентом Певзнера является главный раввин Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Роман Рабаев. Он появился на свет пятьдесят пять лет назад в Махачкале, в традиционной ортодоксальной еврейской семье. После школы будущий раввин отправился в Москву, где постигал иудаизм при хоральной синагоге. Потом вернулся на Кавказ, в Кутаиси. Позднее стал раввином в Ленинграде. Затем Израиль, США. И теперь вот опять – Санкт-Петербург.

Честно говоря, особой разницы в биографиях обоих духовных лидеров нет. Но, оказывается, раввин раввину – рознь. Первый – хасид, а второй – ортодокс. И оба наверняка уверены, что иудаизм, которому служит каждый – наиболее правильный. Это как христианство – одни католики, другие – православные. А вот Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге – единственная. И как ее поделить?

Например, раввин Рабаев считает, что здание иудейского храма оказалось в руках раввина Певзнера лишь благодаря стечению обстоятельств. В начале девяностых в городе были созданы и официально зарегистрированы четыре новые еврейские религиозные общины, которые также хотели молиться своему богу. Но с точки зрения чиновника, кто их, этих евреев разберет? И власть закрепила Большую хоральную синагогу за хасидами, предварительно посадив представителей всех общин за стол переговоров. Дескать, расписание обращений к богу составьте самостоятельно, но имущество будет закреплено за одним юридическим лицом. И главным в таком лице был Менахем Певзнер.

Получив отказ от своих единоверцев от имущественных прав на здание, хасиды взяли синагогу под свой контроль, а другим евреям показали, видимо, большой кукиш. И плакали для иудеев-сефардов и других семитских братьев субботние молебны. В скором времени единоверцы дошли до открытой вражды. В религиозные распри оказались втянуты ОМОН и некие охранники (что особенно возмутило верущих – нееврейской национальности). Так и стоят друг против друга иудейские легионы, готовые отстаивать свое право на истинного бога, пуская в ход кулаки.

Между прочим, дележка Большой хоральной синагоги в Санкт-Петербурге – лишь один эпизод упорного межиудейского противостояния. Нечто подобное происходит и вокруг Центральной синагоги в Харькове. Если в городе на Неве главный семитский храм расположен на Лермонтовском проспекте, то украинским евреям повезло не меньше – их синагога находится на улице Пушкинская. Куда ни глянь – сплошные русские классики... Двадцать лет назад здание в Харькове было передано еврейской общине, и поначалу ничто не предвещало беды.

Но уже в середине девяностых возник принципиальный конфликт между хасидами и евреями-реформистами. И имущественным комплексом овладели приверженцы украинского певзнера. Так что нынешний Рош Ха-Шана станет непростым не только для петербургских сынов Синая – печально взглянут на родную, но почему-то слишком далекую синагогу их харьковские единоверцы.

Как далеко зайдет противостояние между двумя главными раввинами Северо-Запада России, сегодня не сможет предсказать даже самый ревностный носитель ермолки. А, возможно, и сам иудейский бог... Да будут Менахем Певзнер и Роман Рабаев записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!

    Игорь Тимофеев, «Конкретно.ру»