Борьба за киловатты

Энергетический рынок набирает обороты. Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий ЧУБАЙС недавно объявил о том, что реформа электроэнергетики близится к блестящему завершению. Самое интересное, но для большинства жителей страны, которых последствия реформы обязательно затронут, так и осталось загадкой: для чего она проводилась, как проводилась, и что в данном случае означает блестящее завершение? Более того, многим из нас вообще не понятно, что сейчас происходит на «электроэнергетическом поле»? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Для чего дробили?

Для чего затевалась реформа, в общем-то, ясно: РАО «ЕЭС России» в прошлом - предприятие, включавшее в себя почти всю энергосистему страны, производившее огромное количество энергии, но и требующее при этом гигантских капиталовложений. Именно огромность РАО ЕЭС отпугивала возможных инвесторов, готовых заняться этим бизнесом. Поэтому ЧУБАЙС и предложил раздробить РАО на множество мелких предприятий, чтобы можно было хотя бы часть из них «распродать».
Как прошла распродажа? Наверное, действительно успешно. Говорят, у самых больших алмазов есть одна неприятная черта – их очень трудно продать. Просто покупателя с требующейся суммой не найдешь. Поэтому у иных уникальных бриллиантов была незавидная участь: их распиливали на кусочки. При этом сумма, вырученная от продажи осколков, может превзойти цену, которую давали за целый камень.
Судя по всему, именно это и произошло с РАО «ЕЭС России». Что и дало повод Анатолию ЧУБАЙСУ говорить об успехах реформы: инвестиции привлечены. Стоило ли ради этого дробить уникальную энергосистему? – теперь уже задаваться этим вопросом поздно.

Основа для конкуренции

В ходе реформы все электроэнергетические предприятия так называемой –большой энергетики» (на небольших коммунальных электросетях все шло несколько иначе) были поделены на три части: генерирующие компании, сетевые и сбытовые. Генерирующее - это гидроэлектростанции, атомные станции и так далее. Сетевые - те, которые занимаются электросетями, обслуживают и ремонтируют их. Сбытовые - те, кто покупает и продает электроэнергию потребителям. Все они, по замыслу авторов реформы, должны были стать независимыми друг от друга и частными. Государство оставило за собой в этой схеме только магистральные, самые большие, электролинии, плюс общее управление ими из центральной диспетчерской.
Как на практике происходило раздробление энергетических предприятий на части? Вот, например, в Мурманской области было ОАО «Колэнерго» – само производило электроэнергию, само доставляло ее до потребителя, само продавало. Сейчас тем же занимаются уже несколько структур, созданные на базе единого «Колэнерго».

В целом схема производства и продажи электроэнергии ныне выглядит так: генерирующие компании производят электроэнергию, после чего она сразу поступает на НОРЭМ – Новый рынок энергии и мощности (бывший ФОРЭМ – Федеральный оптовый рынок энергии и мощности), где ее покупают сбытовые компании и перепродают потребителям, при этом оплачивая сетевикам услугу по передаче энергии.
Для чего все нужно было настолько усложнять? Про первую причину уже говорилось: по частям легче продать. Но есть и вторая: для создания конкурентной среды в области электроэнергетики. И в этом вся «соль» реформы. ЧУБАЙС, как истинный рыночник, видит в создании конкурентной среды решение всех проблем экономики. Хотя реально конкуренция в результате реформы может пока появиться только на уровне сбытовых компаний. Но зато вроде бы все условия для этого созданы или создаются прямо сейчас (2007 год является переходным).

Судите сами: есть НОРЭМ, правила игры на котором одинаковы для всех. И есть сетевые компании, которые работают по фиксированным тарифам (единственная проблема, что тарифы хоть и фиксированные, но разные, в зависимости от фактических затрат сетевиков, но это предполагается решить в будущем году, с введением так называемого котлового тарифа) и обязаны предоставлять свои услуги всем, кто заключит с ними договора.
Таким образом, уже в ближайшем будущем (начиная, очевидно, уже с 2008 года) на этом рынке может появиться любая сторонняя организация, зарегистрироваться как сбытовая компания, заключить договор с сетевой компанией, купить энергию либо прямо на НОРЭМе, или у организации, имеющей доступ на этот рынок, и продать ее потребителю. Кто сможет максимально снизить собственные издержки и купить энергию по самой низкой цене, а продать по максимально высокой – тот и победитель.

Потребители бывают разные

Здесь есть, правда, два нюанса, о которых обязательно следует упомянуть. Во-первых, в настоящее время на оптовом рынке энергии и мощности 95 процентов электроэнергии продается по регулируемым тарифам, и лишь 5 процентов – по свободным, рыночным ценам. Но и это – очень немало. Кроме того, уже с июля этого года цены «отпустят» на 10 процентов энергии, с января следующего года –на 15. С каждым годом доля энергии, отпускаемой по свободным ценам, будет расти, пока к 2011 году не достигнет 100 процентов. Так что опыт работы в условиях свободных цен нужно приобретать уже сейчас.
И во-вторых, надо понимать, ради чего, собственно, будут биться на оптовом рынке сбытовики. Ведь, купив энергию, ее надо потом с выгодой продать. Для этого нужно четко знать – кому?
У нас есть два вида потребителей: промышленные предприятия (к которым можно отнести также малый и средний бизнес) и население. К промышленникам, которые покупают много и платят по рыночным расценкам (а не платят – всегда можно отключить), сбытовики придут обязательно (и уже приходят). Это потребители, приносящие доход, или доходные потребители.

Что же касается населения, то электроэнергия ему отпускается по фиксированным тарифам, к тому же, по, как нынче стало модно выражаться, «экономически необоснованным» тарифам, то есть, попросту говоря – заниженным. Кроме того, есть такая проблема, как неплатежи. Выколачивать долги с недобросовестных квартиросъемщиков – занятие муторное, долгое, да к тому же зачастую – бесперспективное. В итоге в том, чтобы иметь в качестве потребителя такого клиента, как население, сбытовики, в общем-то, не сильно заинтересованы. Это мы – жители, наивно полагаем, что платим за электроэнергию много, а на самом деле работать с нами сбытовым компаниям не очень выгодно.

Хотели убрать «перекупщиков»...

Чтобы жители, тем не менее, гарантированно могли получать электроэнергию даже после перехода на рыночные условия работы в этой сфере, было введено новое понятие – гарантирующий поставщик. Это предприятия, имеющие прямой доступ на НОРЭМ, которые должны, обеспечивать энергоснабжением всех потребителей в зоне своей ответственности. Население – в обязательном порядке. Коммерческие структуры – в соответствии с действующими договорами.
Осколки «большой энергетики» – РАО «ЕЭС России» – получили этот статус по «наследству». В нашей области он достался бывшему подразделению ОАО «Колэнерго» – ОАО «Колэнергосбыт». Он является региональным гарантирующим поставщиком. Некоторые крупные муниципальные или федеральные электросети также (кто – без особых проблем, а кто – приложив достаточно серьезные усилия) получили статус гарантирующих поставщиков в своих зонах.

В принципе, со временем, «Колэнергосбыт», имеющий более привилегированное положение на «областном энергетическом поле», мог бы вытеснить с этого рынка все остальные компании. И такие попытки предпринимались, причем сопровождались они шумными газетными кампаниями, лейтмотивом в которых звучали лозунги: «энергия из первых рук» или «уберем перекупщиков». Под перекупщиками здесь подразумевались различные областные и муниципальные электросети. Те же «Мурманская горэлектросеть» или «Кандалакшская горэлектросеть», например. Или, по терминологии РАО «ЕЭС России», ОПП - оптовые перепродавцы.

Однако окончательного поглощения рынка сбыта электроэнергии одним предприятием так и не произошло. Во-первых, потому что муниципальные и областные электросети (а также их владельцы – муниципалитеты и область) не очень-то стремились попасть «под крылышко» одной компании. А во-вторых, и сам «Колэнергосбыт», если «копнуть глубже», был не очень-то заинтересован в том, чтобы окончательно убрать «перекупщиков» с рынка.

Почему? Потому что, как уже говорилось выше, на самом деле любой энергосбытовой компании очень хотелось бы, чтобы посредников не существовало только между ней и промышленными предприятиями области. И в этом – истинная суть лозунга «уберем перекупщиков». А существование посредников между нею и населением такую компанию вполне устраивает. Причем не важно, кем этот посредник будет: либо другой энергосбытовой компанией (желательно - небольшой), либо «исполнителем жилищно-коммунальных услуг», то есть коммунальной службой.

В итоге идеальный вариант для работы на энергорынке сейчас выглядит так (скорее всего, именно к этому и стремился ЧУБАЙС, затевая реформу): вы являетесь гарантирующим поставщиком, имеете прямой выход на НОРЭМ, при этом сами напрямую поставляете энергию только на крупные промышленные предприятия области, и также продаете ее мелким сбытовым компаниям, либо - «исполнителям жилищно-коммунальных услуг», чтобы те обслуживали население и выкручивались, как сумеют.

В чем здесь опасность?

Во-первых, компания, покупающая энергию на оптовом рынке, может ограничить ее поставку организации, обслуживающей население, например, за долги. Как в таком случае они смогут выполнить важную социальную функцию по гарантированным поставкам электроэнергии населению - не совсем понятно.
А во-вторых, компания, сосредоточившаяся на поставках энергии крупным доходным потребителям, снимет все сливки с рынка, а все его проблемы оставит небольшим электросетям, работающим с жителями. И тем самым подтолкнет их к разорению или к полунищенскому существованию. Для чего это нужно? Для того, чтобы скупить у них сети по дешевке.

...а вышло - наоборот

Эту опасность достаточно быстро разглядели многие предприятия коммунальной электроэнергетики, работающие в области. В принципе, почти все коммунальные электросети получили статус гарантирующих поставщиков в тех зонах, где они работают. Но этот статус им дали как бы временно. Потому что эти организации, по сути, являются сетевыми. А быть гарантирующим поставщиком и иметь прямой доступ на НОРЭМ по окончании переходного периода в реформировании энергетики (то есть со следующего года) сможет только сбытовая компания.

Отсюда вывод: надо было либо дробиться и организовывать свою сбытовую компанию, либо идти «на поклон» к «Колэнергосбыту». Лучше, конечно, иметь свою сбытовую компанию, но процесс реорганизации – довольно сложен. И не каждая маленькая электросеть может позволить себе заниматься этим. Отсюда третий вариант: коммунальные сети объединяются и создают общую энергосбытовую компанию, которая уже, в принципе, может выступать достойным конкурентом «Колэнергосбыту». Что сейчас и происходит.
Своеобразным «застрельщиком «в процессе объединения выступила, как ни странно, ОАО «Кандалакшская горэлектросеть». Хотя почему «как ни странно», ведь «Кандалакшская горэлектросеть» - на сегодняшний день, пожалуй, единственная у нас муниципальная электросеть, которую выкупил частный инвестор. Наверное, именно поэтому там и сориентировались в новых рыночных реалиях быстрее других.
События развивались следующим образом: акционеры ОАО «Кандалакшская горэлектросеть» пригласили для управления предприятием в сложный период реформирования системы энергетики управляющую компанию «Регионэнерго Менеджмент Групп» («РМГ»). Под руководством «РМГ», электросеть сначала получила функции гарантирующего поставщика, помимо Кандалакши, в Ковдоре, Никеле и Заполярном (это – к вопросу об объединении). А затем создала дочернее ООО «Коларегионэнергосбыт» – энергосбытовую компанию.

И первым делом новая энергосбытовая компания начала добиваться получения статуса гарантирующего поставщика, то есть прямого доступа на оптовый рынок электроэнергии. Каковой и получила в начале июня.
И теперь уже «Коларегионэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком в Кандалакше, Ковдоре, Никеле, Заполярном. Причем он сможет сохранить этот статус, и, что еще важнее, возможность покупать электроэнергию напрямую на оптовом рынке и по окончании переходного периода, то есть и с 2008 года.
Любопытно, но все произошедшее полностью соответствует лозунгу «уберем перекупщиков». Только в роли «перекупщика», лишнего звена, в данном случае неожиданно оказалось само бывшее подразделение «большой энергетики» – ОАО «Колэнергосбыт».

Ответный ход

И вроде бы все закончилось хорошо: коммунальные электросети путем создания своей сбытовой компании добились возможности прямого выхода на оптовый рынок. Но вот тут-то на «поверхность» и всплыла самая, наверное, на сегодняшний день серьезная проблема электроэнергетики. Речь идет о перекрестном субсидировании.

Про перекрестное субсидирование говорят, что у нас его нет, но на самом деле в электроэнергетике оно и по сей день существует повсеместно. Механизм объяснять долго и сложно, но суть такова: промышленные компании покупают электроэнергию по более высокой цене (например, за счет того, что полностью оплачивают ее передачу по сетям), и благодаря этому сдерживаются тарифы для населения.
В том числе и новая компания - «Коларегионэнергосбыт», которая ориентирована в основном на работу с коммунальными сетями, без потребителей, приносящих основной доход, – промышленных предприятий – обойтись не сможет.

Между тем, даже статус гарантирующего поставщика не обезопасит ее от угрозы того, что на ее «поле» не придет другая сбытовая компания и не «отхватит» тот самый «сладкий» кусок «пирога» – промышленников.
Что, кстати, уже и происходит. Например, в Ковдоре, где гарантирующим поставщиком сейчас, напомним, является «Коларегионэнергосбыт», его основной конкурент – «Колэнергосбыт» заключил договор с местным «Тепловодоканалом» и поставляет коммунальщикам электроэнергию напрямую. В Мурманске, где гарантирующим поставщиком является «Мурманская горэлектросеть», «Колэнергосбыт» заключил договора с Мурманской ТЭЦ и водоканалом также в обход городской электросети. В Печенгском районе целый ряд крупных предприятий «ушли» в дочернюю структуру Кольской ГМК – «Арктикэнерго». Ну и так далее.
В чем здесь опасность? В том, что без доходов, полученных от продажи электроэнергии промышленникам, сбытовая компания, ориентированная на работу с коммунальными электросетями, вынуждена будет повышать тарифы для населения. Либо разорится.

Не так давно по инициативе «Коларегионэнергосбыта» в Мурманске состоялся семинар под названием «Реформа электроэнергетики – реалии и перспективы в Мурманской области», в котором приняли участие специалисты областных энергопредприятий, сотрудники Института рыночных технологий, Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, работники муниципалитетов и других органов власти. Участники мероприятия пришли к общему мнению, что из всех проблем, связанных с реформированием электроэнергетики, на сегодня главной является именно эта: как при переходе на рыночные условия работы обеспечить выполнение энергетическими предприятиями важнейшей социальной функции – энергоснабжения населения.
Выводы такие. Первое: раз уж некая энергосбытовая компания хочет заняться обслуживанием промышленного предприятия в обход действующего в этой зоне гарантирующего поставщика, то должна отдельно зарегистрировать точки выхода на оптовый рынок, с которых обеспечивает электроснабжение промышленного предприятия.

Второе: эта энергосбытовая компания должна поставить своих доходных потребителей на отдельный учет и покупать для них энергию на оптовом рынке не на общих условиях, а по ценам для коммерческих организаций.

И третье: потребитель – промышленное предприятие, если захочет воспользоваться услугами сторонней энергосбытовой компании, должен компенсировать выпадающие доходы тому сбытовику, который в данной зоне занимается энергоснабжением населения, то есть в большинстве случаев – местному гарантирующему поставщику.

Все это, в принципе, имеется в действующих нормативных документах и должно выполняться. Но это в теории. На практике монополист действует так, как ему хочется, и пока управы на него нет, так как прежде всего нет отдельного оперативно реагирующего и достаточно квалифицированного государственного арбитра, обеспечивающего правила игры на переходном этапе. Как известно, арбитром в рыночной экономике является арбитражный суд, но он действует очень медленно, в то время как срок, когда рынок заработает в полную силу – 1 января 2008 года, – приближается стремительно. И если ключевые вопросы взаимоотношений участников рынка не будут разрешены, особенно в части энергообеспечения жителей, то у всех у нас могут начаться серьезные проблемы.

Дмитрий ПЕТУХОВ

Полярная правда, № 92

Мурманск