Сила привычки?

В конце июня армия отечественных врачей пополнилась новыми выпускниками медицинских вузов. Национальная программа «Здоровье» получила поддержку?..

Намедни довелось мне попасть в компанию уже и не студентов-медиков, но еще и не врачей. За «рюмкой чая» на малогабаритной кухне я узнал о высшем медицинском образовании много нового. Например, прозвучала фраза о сдаче зачетов и сессионных экзаменов «за денежку»… А в запале «кухонных» страстей самый, как мне нашептали, крутой «волынщик» прилюдно пообещал дослужиться до ректорской должности и навести порядок. «Это ж как нас учили? Я ж ничего не знаю – пол-образования купил себе!»… Выяснилось, что купить кроме госэкзамена в процессе обучения можно все...

По слухам, даже знания не всегда могут быть порукой получения заветной подписи в зачетке: иной раз деканат может сказать напрямую, кому и сколько надо отнести «в клюве»…

Тест на беременность знаниями

Во времена, когда в любом переходе метро стоят тетки с «рекламными» бумажками «Диплом любой», вопрос о строгом спросе с докторов особенно актуален. И Бог с ними – со всеми иными специальностями…Врач-то имеет дело не с механизмами и не с бумагами, а с людьми!
Выпускные экзамены у медиков состоят из трех этапов: тестирование, ручные навыки и теория. Для петербургских выпускников тестирование – главная проблема. Беда в том, что до сих пор отличия петербургской и московской школы медицины налицо. И в теории, и в практике, и в показателях разница, порой, велика. А сдают тестирование в Петербурге по московской, понятное дело, программе. Вот и бьет недоделанных докторов мандраж уже за месяц до экзамена, когда вузы для перестраховки начинают бесконечно гонять выпускников по тестам. Всего вопросов около 2000. Экзаменационный вариант – 100 вопросов, и в каждом пять вариантов ответа, из которых надо за три часа выбрать один верный. Не правда ли, напоминает сдачу на права? Если выпускнику-медику «не свезло» с тестами, даже приличные результаты сдачи ручных навыков и теории уже не спасут. Не прошел тестирование (не вызубрил) – диплома не получишь. Через год придешь опять сдавать… А уж коли получишь, так каждые пять лет изволь подтверждать.

Если долго мучиться…

Медицинское образование у нас и без принятия на веру западных образчиков было долгим. Особенно педиатрическое, дающее и базовые «взрослые» знания и детские особенности: шесть лет «плюс» интернатура. Прежде по успешном окончании шести курсов одновременно с дипломом, где указывали специальность «врач», все выпускники отправлялись в бесплатную интернатуру и учились и работали на полноправной врачебной ставке под контролем «старших товарищей». За этот дополнительный (но обязательный) год можно было также получить и специализацию. Самостоятельная врачебная практика, как раньше, так и теперь без «корочек» об окончании интернатуры не допускалась.
А теперь врач-интерн – все тот же студент со стипендией в пару тысяч рублей и полной рабочей неделей. Попасть в бесплатную интернатуру при этом – счастье: при дипломном балле ниже 4,5 платная стоит порядка 50 тысяч рублей. Причем специализация становится уделом немногих. Специалисты-то получают «на местах» сегодня меньше всех – невыгодно, если только по блату не ждет место в престижной государственной или частной клинике...
Есть, конечно, шанс в обнимку с дипломом пойти в ординатуру или аспирантуру по организации здравоохранения, но это тоже для избранных. По принципу благосостояния?..

Порочный круг: деньги-образование-деньги… Одни просят, другие дают, потом те, что давали, просят и берут у других? Сила привычки, превращающейся в рефлекс…
Сегодня, когда в Петербурге во всеуслышание объявлена война медицинскому взяточничеству, похоже, не худо было бы развернуть ее в «альма матер» будущих докторов. Тестирование тестированием, но профессиональную жадность, похоже, закладывают в некоторые головы наравне с зубрежкой, делая ее чуть ли не нормой поведения. Хорошо ли это? Риторический вопрос. Но кто-то же должен найти его решение… Может быть, в дополнение к госэкзаменам стоит ввести тест на способность к взяточничеству?

PS
При вручении дипломов нынешним выпускникам их будущих пациентов называют «клиентами»… А по количеству дипломов с отличием некоторые медвузы побивают все мыслимые и немыслимые советские рекорды…Быть может, это новый способ поощрения тех, кто еще отваживается учиться, а не покупать знания? Если это так, то становится понятным, отчего представители городского комитета по здравоохранению в этом году проигнорировали некоторые церемонии присвоения врачебного статуса выпускникам. Неужели стыдно стало?


Константин ИЗМЕНЧИВЫЙ