«Маршруточные войны»: эпизод 2011

На прошлой неделе транспортный комитет Петербурга объявил очередную непримиримую войну нелегальным перевозчикам. Те, в свою очередь, пока аккуратно терроризируют «легалов» и покидают городские дороги разве что во время проверок транспортного комитета. «Легалы» же терпят убытки, но пока еще надеются на помощь транспортных чиновников. Жертвами этого бермудско-маршруточного треугольника могут стать простые петербургские пассажиры, которые даже не знают, что столь привычные для них «тэшки» бывают «в законе» и «вне закона».

Скандальный конкурс комитета по транспорту, закончившийся отставкой ее главы Александра Кадырова и претензиями ФАС по поводу нарушения антимонопольного законодательства, вывел на рынок Петербурга несколько новых перевозчиков, располагающих современным автобусным парком. Перераспределение транспортной сети не стало глобальным: в большинстве своем некрупные компании заняли часть прежних маршрутов, на которых работали старожилы («ПИТЕРАВТО», «ПТК» и др.). Однако, как рассказали «Конкретно.ру» представители «Ярославской транспортной компании», трудиться на благо города и собственного бюджета на отвоеванных в тендере территориях новым перевозчикам оказалось не так-то просто.

Так, в начале января на выигранном «ЯТК» маршруте «К-240» (следует от ст. м. «Лесная») внезапно появились «ГАЗели» привычного желтого цвета, которые еще три года назад губернатор Валентина Матвиенко нелестно охарактеризовала как «ведра с гвоздями» и пожелала убираться им из города. Впрочем, бортовой номер «К–240 Б» извещал, что неизвестные совсем не собирались выполнять пожелание грабоначальника, а напротив – намерены заниматься развозкой пассажиров со станции метро «Лесная» одновременно с новой компанией. 


Первые же дни работы подтвердили это предположение: незваные гости повели себя на маршруте весьма по-хозяйски. По словам водителей, за несколько минут до подхода автобуса «ЯТК», юркая «ГАЗель» под номером «К– 240 Б» подъезжала к остановке, забирала ожидающих там пассажиров и везла их практически по тому же маршруту, коим следовали официальные рейсовые автобусы. Интересно, что стоимость проезда в «газельке» составляла не 30 рублей, а 27. Понятно, что эта привлекательная деталь не ушла от внимания недовольных повышением цен горожан, а служба безопасности «ЯТК» задумалась о незаконной конкуренции и демпинге. Впрочем, через несколько дней, поведение ««Б»-маршруток» стало напрягать не только новых хозяев, но и пассажиров.

 – Нелегалы разработали целую схему «сопровождения» наших автобусов, – рассказал

«Конкретно.ру» генеральный директор ЗАО «ЯТК» Александр Разживин. – Прежде всего, они выставляют своих диспетчеров на контрольной точке. При виде нашего автобуса маршрутка подъезжает к остановке, забирает пассажиров и уезжает. Понятно, что нашим не угнаться за юркими «газельками». В то время как первый нелегал фактически собирает чужую выручку, второй провоцирует разные инциденты. Например, внезапно перестраивается перед нашим автобусом: водитель резко бьет по тормозам – пассажиры падают. Замысел «конкурентов» понятен: недостача денег спровоцирует недовольство в комитете по транспорту, к которому добавятся жалобы пассажиров на плохое качество обслуживания нашей компаний. Выдавливание с рынка идет планомерно, но мы не собираемся сдаваться: будем ставить разговаривать о происходящем в комитете по транспорту, а потом и вплоть до вице-губернатора Юрия Молчанова.

 Не успели представителя «ЯТК» подать жалобу на своих незамечательных соседей, как их отчаянные конкуренты материализовались еще и на другом маршруте, но уже под прикрытием автобусов благородного белого цвета.

 Вот, что сообщает докладных записка водителя автобуса «К-100» (следует от ж.д. ст. Пискаревка до ст. м. Сенная пл.): «26 января начали работать по маршруту «К-100 А» автобусы «Otoyl-29 сити». Место отстоя ж.д. ст. Пискаревка в районе здания железнодорожных касс. Маршрут полностью совпадает с маршрутом нашего предприятия «К-100». Водители данных транспортных средств систематически нарушают ПДД и создают аварийную ситуацию, что влияет на безопасность перевозки пассажиров…».


 Найти в перечне городских маршрутов номер «К-100 А» «Конкретно.ру» пока не удалось. Не исключено, что его попросту не существует, а под этой вывеской действуют очередные нелегалы.

 К сожалению (а впрочем, и не удивительно), что на предоставленных службой безопасности «ЯТК» фотографиях нет никаких эмблем, указывающих на принадлежность нечистоплотных конкурентов к какой-либо организации петербургских перевозчиков. По словам водителей, в путевых листах нелегалов они заметили упоминание компании «ПИТЕРАВТО», которой ранее принадлежали оба этих маршрута – «К-240» и «К-100». На некоторых машинах по свидетельству очевидцев остались и логотипы компании.

Сами представители «ПИТЕРАВТО» подтвердили, что на данный момент не обслуживают указанные маршруты.

 – По марке транспортного средства или логотипу не всегда можно правильно определить перевозчика. Название компании указано в документах, которые оформляются при выезде автобуса на линию и должны находиться у водителя, – указали прежние владельцы маршрута. – Что касается указанных на фотографиях номерах ГАЗелей, то они не пролицензированы на пассажирские перевозки по юридическому лицу ООО «ПИТЕРАВТО».

 Похоже, что у всей этой «маршруточной» истории есть и третья, самая сильная сторона.

Дело в том, что уничтожение нелегальных перевозчиков как класса, было запрограммировано комитетом по транспорту еще несколько лет назад. В этом году чиновники подтвердили свое намерение бороться с «террористами спокойствия»: 28 января в комитете по транспорту обсуждались вопросы пассажирских перевозок – его участники решили усилить контроль за нелегалами и увеличить количество ежедневных проверок в городе.

 Через неделю после совещания, водители маршрута «К-100» наблюдали крайне любопытную картину неподалеку от станции «Пискаревка». Около полудня все нелегалы, которые обычно не стеснялись своего присутствия на рейсе, словно по команде завели свои машины и организованной колонной «растворились» в неизвестном направлении. Причина столь массового исхода прояснилась очень быстро: через 15 минут к остановкам подъехали автомашины, пассажиры которых представились проверяющими из транспортного комитета Петербурга. Остается только гадать каким образом люди под таинственным номером «К-100 А» могли узнать о приближающейся проверке? Понятно, что у них самих об этом никто не спрашивал.

 Как заявляют в компании «ЯТК» с нелегалами они будут разбираться исключительно легальными способами. Несколько докладных в комитет по транспорту уже было отправлено, однако реакции по ним еще не поступило

Мы будем следить за развитием ситуации.

     Алла Серова, «Конкретно.ру», фото предоставлено из оперативных источников