КГА и «золотой» гранит

2012 год – год Германии в России. А значит, вскоре молодые петербургские скульпторы будут принимать участие в очередном симпозиуме-конкурсе скульптур – на этот раз с «немецким колоритом». Можно было бы порадоваться – талантливые ребята получат возможность «засветится», а в городе появятся новые достопримечательности… Но прошедшие симпозиумы больше были похожи на сомнительные операции с деньгами из городского бюджета…

Симпозиум-конкурс «Современная городская скульптура в организации ландшафта жилых кварталов» проходит в Санкт-Петербурге, начиная с 2010 года. Придумал его известный скульптор Борис Сергеев – автор хорошо известной горожанам скульптуры «Фонарщик» на Одесской улице. По первоначальному замыслу, этот художественный форум задумывался как помощь в продвижении молодых и талантливых петербургских скульпторов. А работы, сделанные в рамках конкурса, должны были стать частью архитектурного ландшафта города.

Но идею «перехватили» чиновники из КГА. Руководство проектом взяла на себя начальник управления благоустройства и городского ландшафта Лариса Канунникова, которая считается специалистом по озеленению. Относится ли скульптура к зеленым насаждениям – вопрос риторический. Возможно, оттого и симпозиум-конкурс оказался совсем не тем мероприятием, которое было задумано изначально.

Первый симпозиум был посвящен Году Франции в России. И, по отзывам самих участников, такой скверной организации они не видели еще никогда. Скульпторам пришлось самим закупать инструмент, транспорта не было, обещанных денег приходилось ждать, как у моря погоды… С финансами организаторы явно не дружили. Сначала на закупку гранита было выписано 180 000 рублей, потом сумму увеличили вдвое, чтобы закупить еще и инструмент. Но почему-то инструмент скульпторам все равно пришлось приобретать «в счет гонорара», зато каменные плиты остались «про запас», на следующий год.

Тем не менее, 9 работ «французской» тематики в итоге все-таки были созданы. При разработке проектов авторы рассчитывали, что композиции будут установлены в ландшафтной среде, то есть в парках или скверах Санкт-Петербурга. Но, как выяснилось впоследствии, у Ларисы Канунниковой на этот счет были другие планы.

Все работы были установлены в Красногвардейском районе. Причем, говорят, что их месторасположение чиновник определяла по топографическому плану. Результат такого подхода оказался печальным и циничным одновременно. Разумеется, ни о каком вписывании в ландшафт речи не шло. Большая часть скульптур оказалась в глубине жилых массивов, в том числе во дворах домов, нуждающихся в капитальном ремонте. Специалисты оценили это решение как принципиально неверное, более того – похожее на насмешку.


Абсолютным рекордом неуместности стало решение разметить одну из скульптур – «Солнечные часы» Валентина Рещикова – на огороженной территории школы-интерната № 1 им. К. К. Грота для слепых и слабовидящих детей. При этом дети не могут составить представление об этой работе даже наощупь – ведь ее высота приближается к четырем метрам. О тени, отбрасываемой фигурой на постамент, остается только тактично умолчать.

Печальной оказалась и судьба работы «Капитан Кусто» Андрея Макеева – она была отвергнута чиновниками уже на стадии установки. Причин для отказа оказалось три. Во-первых, несоответствие эскизу (хотя сам скульптор несоответствия не видит). Во-вторых, неудачное место для установки (по его утверждению, выбранное лично Ларисой Канунниковой). И третье – необходимость динамического постамента, на котором вообще-то скульптор настаивал изначально (но представители КГА приняли решение об установке скульптуры на «нулевой отметке»).

Самокритичность чиновников, признающих неправильными собственные решения, конечно же, радует. Но почему расплачиваться за это должны другие?

В общем, вместо хорошего дела получился скандал, а чиновники, похоже, продемонстрировали свою явную некомпетентность.

При этом конкурс на оказание организационных услуг выиграло некое ООО «Карнавальная ночь», никакой информации о котором найти не удалось. Судя по всему, первым и единственным деянием этого ООО стало участие в аукционе и получение 2 409 519 руб – именно такой была сумма контракта. Да еще из бюджета города было дополнительно выделено 360 тысяч на закупку того самого гранита и около 35 тысяч на устройство фундаментов. И что такое организационный и творческий провал по сравнению с успешным освоением средств?

Неудивительно, что через год чиновники решили «повторить», проведя симпозиум, посвященный году Италии и Испании в России. Мероприятие проходило по той же схеме – и организацией опять занималась Лариса Канунникова. Причем была обозначена премия победителям – 50000 рублей, за второе выплачивалось 30000 рублей, а бронзовый призер должен был получить 20000. Но дошли ли они до победителей?

Первая премия была присуждена работе Антонины Фатхулиной «Дали созерцающий», а вот судьба второй и третьей премий загадочна. Несмотря на то, что специалисты отмечали высокий уровень всех без исключения работ, «все участники симпозиума были награждены дипломами Комитета по градостроительству и архитектуре и памятными подарками», точка, конец цитаты. Причем, обратите внимание, «памятными», а не «ценными».

А скульптурные композиции… опять достались Красногвардейскому району. Правда, теперь уже не школам для слабовидящих. Они были «оптом» установлены в Малоохтинском парке…

В Санкт-Петербурге еще 17 районов, а в бюджете достаточно денег. Неужели в ближайшем будущем стоит ожидать нового симпозиума по превращению камня в золотые слитки? И хорошо, если скульпторам не придется на собственные деньги закупать гранит.

К слову, жители Красногвардейского района (кстати, уже несколько лет занимающего первые места по благоустройству) довольно скептически относятся к такой заботе КГА. А она выражается не только в установке скульптур, но и в других дорогостоящих – и порой сомнительных с точки зрения благоустройства акциях.

    Анна Титова, «Конкретно.ру», фото из архива ИД «Оперативное прикрытие»