Упал. Очнулся. Зря?

Признаюсь сразу: больничные листы я стараюсь не брать, хотя, конечно, проблемы со здоровьем иногда все же бывают. Когда прижимает особенно, естественно, обращаюсь за помощью к медикам.
Вот и в последний раз, направляясь на очередное редакционное задание, я подвернул левую ногу. Какое-то время тщетно надеялся на извечный авось, но потом решил действовать по отработанной схеме.

В травматологии меня приняли, как и полагается: осмотрели поврежденную ногу, сделали снимок, констатировали ушиб левого голеностопного сустава, порекомендовали гель и дали направление на семь сеансов УВЧ. А до этого подробно выяснили, где, когда и при каких обстоятельствах со мной приключилась эта неприятная история.

Все эти расспросы, как мне растолковали позже знающие люди, велись неспроста: дело в том, что, будучи признанной производственной, травма оплачивалась по месту работы совершенно по иному принципу, нежели ушиб, который бы я получил, просто шатаясь по городу в нерабочее время.
Короче, объяснив, что к чему, и отказавшись к изумлению врачей от больничного, я был несказанно удивлен, когда через несколько дней, ближе к вечеру, ко мне домой пришел участковый, который снял показания и предложил заполнить ряд других бумаг.
- Зачем все это? - удивился я. - Я ведь даже не оформлял больничный и сразу пояснил, что подвернул ногу сам.
- Положено, - ответили мне.
Но кульминация истории, оказывается, была еще впереди. Примерно недели через две-три мне по почте пришло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Из этого строгого документа выяснялось, что «в ходе проведенной проверки (какой проверки? - А.Я.) было установлено», что я шел по улице на работу и случайно повредил ногу. «Проверку по данному факту прекратить, так как травму получил сам по собственной неосторожности и невнимательности».

Дальше – больше. «Таким образом, на основании вышеизложенного признаки какого-либо состава преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ, не усматриваются, т.к. травму гражданин НОСКОВ В.В. (? - А.Я.) получил сам по собственной неосторожности и невнимательности».

В итоге этой канцелярской абракадабры было принято аж четыре постановления. Во-первых, отказать в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления. Во-вторых, не направлять информацию об этом отказе для обязательного опубликования. В-третьих, «копию настоящего постановления направить прокурору Вологды старшему советнику юстиции СТАДНИЧЕНКО С.С.» В-четвертых, направить копию заявителю, то есть - мне, «разъяснив его право обжаловать данное постановление прокурору или в суд в порядке статей 124 и 125 УПК РФ».

Все вышеизложенное было подписано двумя очень занятыми людьми – старшим участковым уполномоченным и его непосредственным начальником, которым, думаю, и без забот о моей скромной персоне дел хватает.
Я вот о чем хочу спросить, люди добрые. Понятно, что участковый занялся этим делом не с бухты-барахты, а на основании сообщения, поступившего из травмпункта о том, что я обращался к ним за помощью. Ясно, что, согласно существующим правилам, врачи обязаны извещать об этом правоохранительные органы.

Ни к тем, ни к другим я, собственно, не имею претензий (правда, потом медики поставили мне немного иной диагноз, сказав, что у меня был не ушиб, а растяжение). Я не понимаю другого: почему нельзя при всей очевидности происшедшего делать исключения и не отвлекать людей (и милицию, и меня) по пустякам?
К чему втягивать сюда г-на СТАДНИЧЕНКО (у областного прокурора, пусть теперь и бывшего, дел еще больше) и разъяснять мне право обжалования, если я сам даже не заикался насчет возбуждения уголовного дела?

Почему надо неоднократно ссылаться на мою невнимательность и неосторожность (хотя я сразу сказал, что ногу подвернул не без косвенной «помощи» нерасторопных коммунальщиков) и кто такой В.В. Носков?
В конце концов, может быть, это именно ему, а не мне, отказано в возбуждении дела и это именно он должен пенять на свою невнимательность, хотя здесь можно усомниться и относительно внимательности милиционеров, умудрившихся перепутать в соседних абзацах наши инициалы и фамилии.

Антон ЯНКОВСКИЙ

Вологодская неделя, № 23 (1993)