Как разграбили полярные СМИ

«Слово» и дело Мусатяна. Уголовное…


В преуспевающих странах есть поговорка: печатать газету – все равно, что печатать деньги. Она давно вызывает саркастическую усмешку российских журналистов – слишком уж сильно российские реалии отличаются от западных. Но нашелся в нашем Отечестве гений, который смог сказку сделать былью.


В преуспевающих странах есть поговорка: печатать газету – все равно, что печатать деньги. Она давно вызывает саркастическую усмешку российских журналистов – слишком уж сильно российские реалии отличаются от западных. Но нашелся в нашем Отечестве гений, который смог сказку сделать былью.


«НИВА»


История первая, кандалакшская. Многим памятен скандал с газетой «Нива» – Вихорев, будучи главой района, решил поставить во главе редакции своего человека. Коллектив его не принял, и человек исчез, поскольку в газетном деле ничего не смыслил. Как позже выяснилось, его перенаправили руководить МУП «Недвижимость Кандалакши», где он и «преуспел», присвоив как минимум 5 миллионов рублей.


Для чего Вихореву понадобилось менять руководство в «Ниве»? Потому что газета имела наглость критиковать его «мудрое» руководство районом. А в глазах руководителей, подобных Вихореву, не то, что критика – малейшее сомнение в правильности действий начальника является преступлением.

Но была еще одна причина, гораздо более важная: Вихорев хотел превратить газету в кормушку и источник финансирования.


И вот теперь мы переходим ко второй истории. В деле превращения СМИ в кормушку заместитель мэра Полярного Мусатян достиг куда больших успехов. Вот как выглядел этот нехитрый механизм.


«СЛОВО»


Сначала события развивались так же, как Кандалакше. В один непрекрасный день в редакции полярнинского муниципального предприятия «Слово», объединявшего газету и телевидение, появился известный в журналистских кругах человек – Евгений Попов.


В Полярный он был призван из Мурманска заместителем мэра Полярного Мусатяном не случайно: в 2004 году в период прохождения выборов в ЗАТО Скалистый они вместе работали над кандидатурой папы Андраника Мусатяна – Владимира Мусатяна. Вся «троица» надолго запомнилась жителям ЗАТО выпуском подложных газет, распространением листовок порнографического содержания, привлечением к участию в голосовании лиц, не имеющих права голоса на местных выборах, подкупом избирателей…Впоследствии суд принял это во внимание, признав выборы в Скалистом незаконными.


Однако оба Мусатяна и Попов друг другом остались довольны.


Попов начал руководство «Словом» с изменения штатного расписания. Первым делом оттуда были убраны под разными предлогами те, кто не устраивал по тем или иным причинам городское начальство и нового редактора, а затем наступил невиданный расцвет полярнинского телевидения. Появились новая телестудия, прямой эфир, и вещание стало ежедневным. Эти перемены к лучшему полярнинцы оценили, но отметили, что все они работали, прежде всего, на рекламу главного городского начальства.


Это сопровождалось несколькими реорганизациями «Слова». В процессе всех этих действий старым организациям оставались только долги, во вновь образованные перетекали штаты и фонд. Теперь у предприятия осталось неизменным только название.

А потом городское начальство собрало руководителей отделов и структурных подразделений администрации, и в добровольно-принудительном порядке заставило их подписать договоры на информационное обслуживание со «Словом». Такие договоры – обычная практика многих СМИ, но в данном случае суммы на информационные услуги были взяты «с потолка» и в бюджетах не учитывались. Не было указано ни количество услуг, ни кто конкретно их предоставляет – газета или телевидение. Позже суммы увеличивались, начальники отделов под административным нажимом подписывали дополнительные соглашения и изо всех сил выкручивались, находя деньги для оплаты информационных услуг, которых никто не оказывал. Например, по одному из этих договоров больница платила по 117 тысяч рублей каждый месяц, отдел образования – по 350 тысяч ежемесячно!

Аналогичные соглашения были заключены детской школой искусств (на 47 тысяч), управлением ГО и ЧС (21 тысяча) и многими другими организациями. Только за март 2006 года «Слово» получило более 700 тысяч рублей! Бюджетные организации Полярного платили за услуги, которых никто и не думал оказывать, и, если бы эта практика не прекратилась, в 2006 году «Слово» (а точнее, те, кто стоял за «Словом») получило бы более 7 миллионов рублей.


«ДЕЛО»


В конце концов, эта деятельность привлекла внимание милиции: лицензия на телевещание была выдано тому «Слову», которое существовало до прихода Попова, и после первой же реорганизации оно потеряло право выхода в эфир. Такие вещи трактуются уголовным кодексом как незаконное предпринимательство. Кроме того, правоохранительные органы заинтересовались штатным расписанием, по которому в «Слове» числилось больше трех десятков сотрудников, тогда как фактически там работали всего несколько человек.


Узнав о возбуждении уголовного дела, Евгений Попов подался в бега, но вскоре объявился в ЗАТО Скалистый, где его назначили… членом территориальной избирательной комиссии с положенным по закону статусом неприкосновенности. Теперь «неприкосновенный» Попов живет в Петербурге, и, якобы, занимается выборными процессами в Скалистом.


Его другу-покровителю Мусатяну пришлось убраться из Полярного после того, как недавний начальник – мэр Владимир Черепов – отказался продлевать с ним контракт. Правда, это произошло только после совсем непрозрачного, но настойчивого намека-совета губернатора: «Мол, если тебе, Черепов, удалось обдурить избирателей и стать мэром, то это их проблемы - на то и демократия, чтобы люди сами выбирали себе власть. Но твой зам позволяет себе запускать ручонки в казну и лучше тебе от него избавиться».


На сегодняшний день жители Полярного лишились телевидения: помимо «поповских» преобразований «Слово» в конце концов, подверглось нашествию воров, они украли не что-нибудь, а три профессиональные телекамеры…

Теперь всей этой историей со «Словом» и бюджетными деньгами занимается прокуратура Мурманской области… С подачи депутатов областной думы


***

Как видим, в Полярном все началось с того, что местная власть поставила на должность руководителя СМИ «своего человека». Сделать то же самое в Кандалакше Вихореву не удалось – «свой человек» оказался на удивление бестолковым. Но долго сопротивляться нажиму власти местная газета не может – силы и средства слишком неравны. И если Мусатян придет к власти, он доведет «дело Вихорева» до конца. И тогда руководителям бюджетных организаций придется перечислять кому-то неизвестно за что огромные деньги, а потом врать, изворачиваться и прятать глаза от своих подчиненных, как уже было и с их коллегами в Полярном.

 

Д. Александров


Вечерняя Кандалакша, № 42

(Мурманская область)