Бесплатная медицинская помощь за деньги

Не спешите раскрыть кошелек, получив медицинскую услугу. Возможно, ее вы уже оплатили через систему ОМС

Выйдя от невролога, пациентка прямиком направилась в кабинет, где принимают деньги за платные медицинские услуги: рассчитаться за только что произведенную допплерографию – диагностическое исследование. Но достать кошелек женщине не пришлось.

Как раз в ту минуту в кабинете находилась комиссия, направленная комитетом по здравоохранению. И проверяла она среди прочего то, насколько правомерно конкретные медицинские услуги в городской поликлинике № 40 отнесены к разряду платных.

«Этот факт (попытка посетительницы внести определенную сумму. – Ред.) также свидетельствует о том, что врачи поликлиники ориентированы на то, что диагностические услуги подлежат оплате», – напишут потом в своем отчете члены комиссии. И тут же отметят: информация для населения о доступности медицинской помощи здесь ограничена, пациенты «не информированы о возможностях получения бесплатной медицинской помощи».


Но не подумайте, читатель, что все сотрудники 40-й поликлиники нацелены исключительно на извлечение прибыли из больных людей. Автор гневного письма, которое как раз и повлекло за собой создание комиссии, – заместитель главного врача по медицинской части Т. Ф. Баринова.


Не скроем: ознакомившись с письмом начмеда, мы в редакции задумались. Почему Татьяна Федоровна обратилась не к прямому своему начальству, а к Ирине Петровне Богачевой? К почетному гражданину Петербурга, народной артистке СССР и России, председателю Координационного совета творческих союзов. К человеку уважаемому, но не имеющему никакого отношения к медицине.


Дело в том, что поликлиника № 40 была создана почти четверть века назад Союзом театральных деятелей в содружестве с другими творческими союзами для обслуживания прежде всего работников культуры и искусства. Элитным это учреждение никогда не было, особыми благами не пользовалось, но качественную и доступную медицинскую помощь горожане получали здесь всегда. К слову, сегодня к поликлинике «прикреплены» также многие пациенты, к творческим профессиям отношения не имеющие.


Письмо начмеда приводит ряд фактов, которые должны встревожить тех, кто отвечает в нашем городе за организацию здравоохранения.


Главный врач В. В. Беляевский, вступивший в свою должность четыре года назад, как считает его заместитель,
начал внедрять сомнительные коммерческие проекты, вызвавшие у сотрудников негативную реакцию.
Приглашенные им люди несоответствующей профессиональной квалификации, как их оценивает Т. Ф. Баринова, обещаниями денежного вознаграждения грубо навязывали врачам свое «сотрудничество» за направление к ним пациентов. Автор письма даже утверждает, что главврач оказывал давление на него и на врачей, принуждая к работе с указанными «специалистами», а в случае отказа дело доходило до унижений и оскорблений подчиненных.


«Но самое отвратительное из того, что было сделано главным врачом, – пишет его заместитель, – это перевод значительной части обычных медицинских услуг, до этого оказываемых пациентам бесплатно (по обязательному медицинскому страхованию), в разряд платных – хозрасчетных. В результате большая часть физиотерапевтических процедур, лабораторных и ультразвуковых исследований стали для пациентов платными. Кроме того, были пущены в продажу абонементы, по которым в поликлинике стали лечиться люди, не имеющие на это права».


Письмо доктора руководители Координационного совета творческих союзов Санкт-Петербурга во главе с Ириной Богачевой направили в комитет по здравоохранению, а тот, как уже знает читатель, назначил комиссию.

Есть в обращении Т. Ф. Бариновой факты, которые требуют специального компетентного расследования, – скажем, факты давления на врачей и принуждения их к сотрудничеству с целителями, обязательное участие которых в лечении не очевидно. Но то, что подвластно проверке коллегами-профессионалами, к сожалению, подтвердилось. И имеют эти нарушения одну главную направленность: увеличение прибыли.

Скажем, «прикрепление» к поликлинике отдельных лиц путем продажи абонементов по 300 руб. за квартал. Как сочла комиссия, это является грубым нарушением устава государственного учреждения здравоохранения. К тому же данная услуга отсутствует в прейскуранте, который представлен поликлиникой в комитет по здравоохранению. Между тем за 9 месяцев нынешнего года эта услуга предоставлена 211 раз. И – внимание! – счета за медицинскую помощь, которая была оказана пациентам, оплатившим эту услугу, были выставлены в адрес страховых компаний, осуществляющих обязательное медицинское страхование, и приняты к оплате.

Получается, деньги за одно и то же поликлиника получила дважды – с пациента и со страховой компании?

Комиссия оценила эту ситуацию так. Предоставление подобной услуги – продажа абонементов по 300 руб. – вообще «не имеет экономического обоснования и противоречит действующему законодательству, регламентирующему порядок оказания бесплатной медицинской помощи в государственном учреждении».

Или ситуация с отделением профпатологии. Штаты, выделенные для этого подразделения, как установила комиссия, используются не по назначению. Формально работа отделения планируется, и даже учитывается выполненная им работа. Но реально отделение... отсутствует – из всего штатного состава там только заведующая и старшая медсестра (вместо положенных по штатному расписанию 19 врачей), а остальные должности распределены по специализированным отделениям, диагностическим и вспомогательным кабинетам, отнесены к общеполиклиническому немедицинскому персоналу и хозяйственному отделу.

Небезынтересно узнать, что на содержание «несуществующего отделения» на 2007 год утверждены расходы за счет средств бюджета города в сумме 9476,2 тыс. рублей, в том числе на зарплату – 8087,6 тыс. рублей.

Проверка подтвердила и наличие приглашенных специалистов. Их 40 – врачей, привлеченных из других медицинских структур города. Договоры с ними составлены по формальной схеме, в этих документах не указан конкретно вид выполняемой услуги и не оговорена ответственность сторон. Но их помощь для пациентов – платна.


В целом же при выборочной проверке счетов выявлено, что в ряде случаев диагностические услуги (лабораторные исследования, УЗИ при гинекологической патологии, допплерография, физиотерапия), которые в рамках врачебного посещения должны предоставляться прикрепленному населению по медицинским показаниям бесплатно, были оплачены пациентами.


При этом, как установила комиссия, в 90% случаев платные медицинские услуги выполняются в основное рабочее время, которое отведено для приема пациентов по ОМС, бюджету.

И на такой момент обратили внимание проверяющие. В поликлинике предоставляются не прошедшие лицензирование услуги, а также нетрадиционные: экспресс-диагностика по Кирлиану, ДЭНАС-терапия, галлокамера, на которую не имеется разрешения Госсанэпиднадзора, отсутствует гигиенический паспорт на материалы, из которых она выполнена.


...Не сомневаемся: комитет по здравоохранению, назначивший проверку работы поликлиники № 40, примет меры к тому, чтобы выявленные недостатки были устранены.

Но есть в этой истории и другая сторона. Наверняка многие читатели, прочтя эти заметки, узнают и свою поликлинику – хотя бы в некоторых чертах. Очереди в регистратуре, невозможность получить полную информацию о том, на что имеет право обладатель полиса обязательного медицинского страхования, а за что в самом деле положено платить. Или выслушает совет доктора-доброжелателя: мол, стоит обратиться к тому-то специалисту, прием у которого непременно окажется недешевым.

Что ж, если уже сами врачи называют свою деятельность «оказанием услуг», то и мы, пациенты, вправе ощутить себя их потребителями. А значит, можем и должны интересоваться своими правами и возможностями, в случае сомнений – не стесняться и звонить в страховую компанию, выдавшую полис. Тот минимум медицинской помощи, который предусмотрен ОМС, мы, налогоплательщики, реально оплачиваем. И имеем полное право получить его, лишний раз не открывая кошелек.


И еще о деньгах. В стране осуществляется нацпроект «Здоровье». С его помощью получают оснащение медицинские центры, приличную зарплату – участковые врачи. Однако поликлиническое звено в целом как было, так и остается нищим и необустроенным. Так, может быть, национальный проект, призванный поднять наше здравоохранение на приличный уровень, обратит свое внимание и на поликлиническое звено? Ведь это именно та основа, на которой зиждется столь необходимая нашим согражданам качественная медицинская помощь.


Мария ЛЕОНОВА

Санкт-Петербургские ведомости, № 234