Игроманы Гаджиево – в основном военнослужащие.

В чем могущество «Фараона»?

 

В воинской части, расположенной в городе Гаджиево, произошла драка, в результате которой матрос упал, ударился о кровать и получил разрыв селезенки. Его обидчик, как показало разбирательство, был буквально не в себе. На протяжении десяти месяцев он навещал местный зал игровых автоматов «Фараон». Игровая зависимость была настолько сильной, что матрос практически ежедневно занимал у сослуживцев сотню-две рублей и... тут же их просаживал. Фортуна ему никак не улыбалась. Накопились долги – более 160 тысяч. Роковая драка возникла, когда он пытался выпросить очередную сумму.

Пару лет назад в гарнизоне подводников Гаджиево было три зала игровых автоматов. Теперь остался один. Только проблем от сокращения количества «точек» не убавилось: заразившиеся нездоровым азартом люди стали завсегдатаями пережившего конкурентов «Фараона». В основном это военнослужащие, и их увлечение (а скорее, болезнь) добавляет адреналина командованию.

Описанная в начале история, случившаяся в ноябре, – не единственный печальный пример. Игроки проигрываются в пух и прах, теряют заработанные деньги, потом заемные, попадают в «долговую яму», берут банковские ссуды, которые тоже спускают... И в конце-концов, случается, просто сбегают. Вы можете себе представить, чтобы капитан второго ранга, отчаявшись выпутаться из паутины долгов, как пишут в документах, «самовольно оставил воинскую часть»? Но и такое было.

Правда, его, скорее всего, и так бы уволили. На военной службе с игроками не церемонятся: цена болезненного пристрастия может оказаться слишком высокой. Но понимая, что увольнения проблемы в корне не решают, командующий эскадрой контр-адмирал Сергей Фарков написал обращение в администрацию ЗАТО Скалистый, центром которого является Гаджиево, с предложением закрыть игровой клуб.

Однако городским властям задача оказалась не по зубам.

– Мы провели несколько проверок «Фараона» и выявили ряд нарушений федерального закона, который регулирует деятельность подобных клубов, – рассказывает первый заместитель главы ЗАТО Скалистый Александр Куликов. – Например, площадь игрового зала меньше предписанных законом 100 квадратных метров. Количество игровых автоматов также не соответствует норме. Какой в них заложен процент выигрыша, никто не знает, поскольку документы сотрудники клуба предъявить не могут. Зато на словах рассказывают о ежедневно срываемых джек-потах. Если их послушать, так владельцы клуба давно уже должны бы ходить с протянутой рукой... Кассовым аппаратом здесь не пользуются, видимо, гораздо удобнее совершать операции по схеме «из кармана в карман».

Имея такой букет нарушений, клуб должен был прекратить свое существование еще летом прошлого года. По федеральному закону «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» закрыть его имеет право налоговая служба. Но не тут-то было. Глава ЗАТО Вячеслав Щеголева написал официальное письмо в межрайонную инспекцию ФНС № 7 с просьбой проверить клуб. В ответ налоговики только развели руками. Мол, владелец клуба, работающего в Гаджиево, – ООО «Тандем плюс», зарегистрирован в Москве, поэтому и обращаться нужно туда, в столицу... Не больше пользы принесло и обращение в прокуратуру.

– После таких ответов поневоле начинаешь верить в силу «одноруких бандитов», – говорят в администрации Скалистого.

– К нам поступает информация, что в «Фараоне» торгуют краденым, особенно часто мобильными телефонами. Были сигналы, что предлагали купить наркотики. Известны случаи, когда граждане совершали преступления, чтобы добыть денег на игру, – рассказывает начальник криминальной милиции Скалистого Тагир Имамов.

В прошлом году, кстати, отдел внутренних дел направлял протоколы о выявленных нарушениях в суд, но «Фараону» и от Фемиды удалось каким-то образом отбиться.

Проблема, возникшая в Гаджиево, – далеко не частный случай в отдельно взятом муниципальном образовании Мурманской области. Не так давно на прием к депутату областной думы Татьяне Цимбалюк приехала жительница поселка Росляково. Ее рассказ был криком отчаяния: «Вы понимаете, он скоро мне нож к горлу приставит, требуя денег!..» Только за два похода в залы игровых автоматов ее муж облегчил семейный кошелек почти на 36 тысяч рублей. Отец двоих несовершеннолетних детей проиграл свою зарплату судоремонтника и частично отпускные, которые не успела забрать жена. Как она утверждает, выиграть хоть рубль мужу так и не удалось. А ведь по закону каждый игровой автомат должен быть запрограммирован так, чтобы отдавать в виде выигрыша в среднем не менее девяноста процентов...

Игорный бизнес весьма прибылен даже в маленьких и не самых богатых населенных пунктах. К примеру, в начале февраля в Росляково, в котором живет около 11 тысяч человек, действуют четыре игровых заведения. По какой дорожке ни иди – упрешься в соблазнительную вывеску...

До закрытия всех залов игровых автоматов по закону еще почти 16 месяцев. Сколько денег за это время еще сумеют вытрясти из земляков «однорукие бандиты»? Сколько успеют искорежить судеб?.. И кому, кроме муниципалов, есть дело до нарушений, видных даже, как говорится, невооруженным глазом?    

 

Лариса Головина

Мурманский вестник