В городе на Неве появилась Албин-арена?

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, похоже, продолжает «сходить с ума», развивая город опережающими темпами. Опережающими – это если сравнивать, например, его присутствие в Северной столице с губернаторством в Костроме, где за пять лет хозяйствования Албина госдолг региона вырос почти в три раза, превысив объём доходов бюджета области. Теперь же, за два с половиной года вице-губернаторства, долг Санкт-Петербурга увеличился почти в два раза, и как видно из новых прожектов – это не предел.

Когда-то характеризуя работу чиновника в разогнанном впоследствии министерстве регионального развития, Президент России поинтересовался у него: «С ума сошли, что ли?» По сравнению с нынешними достижениями Албина в Санкт-Петербурге, тогда на вопрос главы госудртсва, кажется, ещё можно было ответить отрицательно.

Ни слова о главном…

После того, как футбольный клуб «Зенит» отказался от сомнительной чести дать стадиону на Крестовском острове своё имя (хотя «Зенит-Арена» вроде уже привязалось), возник вопрос как же эту площадку теперь называть. Одни пишут «Санкт-Петербург», другие «Крестовский». Чтобы устранить недоразумения, вице-губернатор предложил провести в городе референдум, сообщив в своём Twitter, что «все, кто создавал этот уникальный объект, которым будет гордиться и Петербург, и Россия, совершили маленький, но трудовой подвиг».

Правда, позже Игорь Албин своё сообщение удалил, пояснив, что имел в виду не референдум, а «опрос общественного мнения». Но если следовать современной традиции, то стадион на Крестовском острове по праву заслуживает именоваться в честь главного спонсора строительства – Албин-арена.

А что в Москве, например, есть «Открытие-арена», в честь одноименного банка, профинансировавшего строительство стадиона для московского «Спартака». Или «ВЭБ Арена» – стадион в столице для ЦСКА. Строительство обоих, кстати, началось позже, чем знаменитый питерский долгострой, а эти стадионы уже принимают игры, и клубы здесь играть не отказываются, и траву в срочном порядке не меняют, и странными мигрантами не пахнет.

Надо признать, что строительство стадиона на Крестовском началось задолго до прихода Албина в Санкт-Петербург. Первый камень в основание заложили, когда чиновник ещё был Слюняевым и «успешно» развивал Кострому, после чего ему пришлось срочно уйти в отставку. Потом экс-костромской губернатор успел развалить министерство регионального развития, которое Президент распустил сразу после увольнения Слюняева, а стадион всё строился…

Но вот пришёл Албин-Слюняев в Санкт-Петербург и, как говорит его многочисленное PR-окружение, взял на себя ответственность и достроил. И если пользоваться только официальными данными вице-губернатора о том, что стадион оказался «недорогой» – всего каких-то 43 млрд руб. – то более четверти этой суммы было выделено именно его стараниями менее чем за один последний год строительства для последнего генподрядчика стройки – питерского «Метростроя».

И это при том, что смена подрядчика произошла на арене, когда она находилась в 85-процентной готовности уже к июню 2016 года в рамках сметы в 34,9 млрд руб., а не 48 млрд руб. Городу же ради затеянной смены подрядчика и стройки в авральном режиме, которую так и не получается пока завершить, пришлось отказаться от многих социальных проектов – строительства новых школ и больниц.

Субподряд, который нужен

Зачем Албин-Слюняев затевал эту свистопляску со сменой подрядчика, если 90 % субподрядчиков остались те же, что и были, а он, как ими до этого управлял, так и продолжил управлять? В результате воцарился хаос, было потеряно три месяца (!!!), которых так теперь не хватает. Следует отметить, что смена подрядчика и увеличение сметы строительства выглядит как фирменный почерк Албина-Слюняева. Так, в частности, похожая схема была им реализована при строительстве депо «Южное», когда смета была увеличена на 1,5 млрд руб.

Впрочем, если ориентироваться не на официальные цифры «экономного» вице-губернатора, и даже не на крайний вариант – упоминавшиеся в СМИ 51-53 млрд рублей, а на подсчёты «Фонтанки», оценившей стройку в 48 млрд рублей, получится, что на её последние 15 % Албин выделил почти половину всех средств, потраченных на стадион.

После этого петербургский вице-губернатор всё же решил поскромничать, и референдум о названии стадиона не проводить. И правда, вдруг горожане неправильно поймут и назовут стадион не в честь главного спонсора, ну, хотя бы казны Санкт-Петербурга, а в честь Албина лично – допустим, «распил-Ареной», как надоевший долгострой давно уже называют за глаза.

Нельзя не согласиться с теми СМИ, которые прямо говорят, что «коррупция, непрофессионализм государственного бюрократа Албина-Слюняева в руководстве крупными строительными объектами города и его постоянное вмешательство в процесс строительства являются, в частности, причинами того, что строительство продолжалось так долго и обошлось так дорого.

Совсем недавно в своём интервью Албин-Слюняев заявил: «для меня лично стадион – часть жизни; я трепетно люблю его и уверен, что настанет день и час, когда плохая история канет в Лету, а у Петербурга появится предмет для гордости».

Ах, как трогательно, просто заплакать хочется от такой любви к стадиону, который почему-то стали обзывать «распил-Ареной». Избави нас бог от таких любящих. Жители Санкт-Петербурга, ФК «Зенит», Газпром будут всегда связывать эту печальную историю с Албиным-Слюняевым, публично отчитанным Президентом РФ, и надеяться, что теперь-то его отправят в отставку окончательно и навсегда.

Похоже, куратору строительства многострадального стадиона благоразумнее не попадаться на глаза главе государства, когда Владимир Путин посетит матч Россия – Новая Зеландия, которым откроется 17 июня Кубок Конфедераций.

Кстати, ещё в апреле 2017 года пресс-служба ФК «Зенит» сообщила, что в ближайшие два года клуб потратит на новый стадион около 5,5 млрд рублей, а эксплуатация площадки обойдётся примерно в 700–750 млн ежегодно. Гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов тогда отметил, что клуб уже потратил более 1 млрд собственных средств для доводки стадиона по просьбе FIFA, потому что получил арену, «которую необходимо серьёзно настраивать и доводить до ума».

Это притом, что в минувшем декабре Игорь Албин громогласно объявил о завершении строительства. Видимо, недоделки так велики, что деньги требуются вновь и вновь. Так, например, СМИ гадают, сколько пришлось потратить на замену газона: 9 миллионов или 21 миллион?

В то же время куратор строительства вряд ли разбирается в особенностях ухода за футбольным газоном на стадионах с раздвижными крышами, иначе он бы сразу объявил народу, какое это дорогостоящее удовольствие. Несколько примеров: на стадионе «Narodowy» в Варшаве газон перестилали пять раз в течение 16 месяцев, на стадионе «Amsterdam ArenA» газон меняют 4-6 раз за сезон. На дюссельдорфской «Esprit Arena» замена производится четыре раза в год, а на стокгольмской «Friends Arena» – раз в два месяца.

И раз уж футбольный клуб находится на содержании «Газпрома», то впору предположить, что финансировать историю с газоном придётся за счёт повышения тарифов на обеспечение петербуржцев газом. Вопрос – кто в таком случае будет платить за недоделки на арене, выглядит риторическим…

Ну а пока Виталий Мутко фактически отстранил Албина от строительства стадиона, передав все вопросы управления оргкомитету Чемпионата мира по футболу 2018. Это хоть и запоздалое, но очень правильное решение – ведь господин Албин-Слюняев, судя по всему, может лишь обещать, перекладывать ответственность за собственные ошибки на других, но строить как не умел, так и не умеет.

Главное – тюлени…

Тем временем вице-губернатор поехал выпускать тюленей в Финский залив. Наверное, это единственное дело, которое ещё по плечу большому чиновнику. На днях он представил городу новые грандиозные проекты. Причем, миллиард туда – миллиард сюда уже не имеют значения.

Скажем, рассказывая журналистам о новом мега-проекте – строительстве аэроэкспресса от Пулково до Витебского вокзала, вице-губернатор Игорь Албин оценил его в 24 млрд рублей. А когда в тот же день проект презентовали депутатам Законодательного собрания Санкт-Петербурга, его стоимость вдруг выросла до 26 миллиардов. Да и в общем-то какая разница, главное, чтобы федеральный бюджет вложил в эту историю свои 10 млрд рублей, а то, говорят «Метрострою», ввязавшемуся в строительство «Зенит-Арены», надо срочно поправлять дела.

С тех пор как компания пришла на арену, она удвоила объем краткосрочных займов и нарастила кредиторскую задолженность в 4 раза, а объём предъявленных в судах исков в 2016 году вырос по сравнению с 2015-м, если мы не ошибаемся, в 18,3 тыс. раз!

Визиты следователей ФСБ в «Метрострой» пока не касались его последних проектов, в том числе и «Зенит-Арены». Но при этом не исключено, что некоторые городские чиновники из числа подчинённых Игоря Албина пользовались на стройке «миллионными кредитами», забирая отсюда строительные и отделочные материалы на свои дачи и квартиры.

Впрочем, в Смольном обещали подкинуть «Метрострою» в этом году 7,8 млрд рублей сверх запланированного. Однако про сроки сдачи «Зенит-Арены» смешно даже вспоминать самый свежий пример – газон стадиона. Не успел вице-губернатор заявить, что поле пригодно для игр, как на стадионе начали менять газон.

Вот и с «Метростроем» не факт, что его позовут на новые городские стройки вообще. У Игоря Албина, кажется, хорошим тоном становится сначала пригласить одного подрядчика, потом, нарастив перед ним долги, выгнать его с объекта и, повысив стоимость строительства, позвать на аврал другого. Так, например, случилось на «Зенит-Арене».

Примерно то же самое происходит с компанией «Леокам», которую обвинили в чужих грехах, выгнали с работ на намыве на Крестовском острове, не заплатив ей порядка 300 млн рублей. Зато теперь на её место придёт «Водоканал», который уже начал работы, даже не имея разрешения. Не говоря уже о конкурсе, когла городская казна под надзором Албина только авансом, пооже, выплатит компании 800 млн рублей.

Что до аэроэкспресса, то Москва ещё до прихода Албина в Санкт-Петербург, когда обсуждался более скромный проект аэроэкспресса от Пулково до Балтийского вокзала, денег давать не хотела, а губернатор Георгий Полтавченко, не исключено, вообще сомневался в его необходимости. Но теперь в Северной столице есть такой знатный строитель как Албин, которого проекты за 14-15 млрд уже не устраивают, а мнение градоначальника преградой не является.

Недостающие на аэроэкспресс деньги, вероятно, ИгорьАлбин собирается взять у какого-нибудь концессионера. При этом обещая, что данный проект будет честный и открытый. Ещё бы – ведь победителей существующих конкурсов глава ФАС РФ Игорь Артемьев предпочитает почему-то называть назвал жуликами и махинаторами, а городские депутаты обсуждают, что в Северной столице просто нет ни одного юридически «чистого» совместного проекта. В конечном итоге, всё выливается в то, что договоры концессии составляются так, что казна Санкт-Петербурга вынуждена нести расходы для удобства, видимо, расходы близких к Албину людей и фирм.

По мнению ряда депутатов, вызывающие негативизм со стороны горожан, скажем так, албинские прожекты придётся оплачивать петербуржцам. С учётом того, что на парламентских выборах 2011 года партия власти, региональный список которой он возглавлял в качестве «паровоза», показала один из самых низких по стране результатов, страшно даже представить, к каким политическим рекордам готовит вице-губернатор Санкт-Петербург на грядущих президентских выборах.

 

             Данила Вяземский, специально для «Конкретно.ру», фото с сайта http://gov.spb.ru