Инквизиция возвращается

Российские налоговики разочаровались в современных методах контроля доходов. Но остались старые, давно зарекомендовавшие себя средства, например доносы.
Российские чиновники любят социальные эксперименты, и этому постоянно находятся новые подтверждения. Совсем недавно о желании протестировать сознательность и инициативность граждан заявила Федеральная налоговая служба (ФНС). 21 июня на правительственном совещании по поводу эффективности работы налоговых органов руководитель ФНС Михаил Мокрецов поднял больной для налоговиков вопрос – контроль доходов собственников жилья от аренды. Вообще о желании плотно заняться этими доходами ФНС сообщала еще в начале года. Тогда сотрудники службы говорили, что будут искать подозрительных собственников через данные Росрегистрации и МВД.

Однако при сборе налогов за 2006 год особых успехов, видно, добиться не удалось. На заседании правительства Мокрецов подтвердил, что контролировать арендодателей технически очень сложно. Но это не означает, что чиновники ФНС решили сдаться. Напротив, им теперь ясно, как добиться поставленной задачи малой кровью. Искать и обличать неплательщиков, по мысли руководства налоговой службы, должны их соседи. «Мы рассчитываем на поддержку сознательных граждан», – заявил Мокрецов, по сути, призывая жителей России доносить налоговым инспекторам на своих соседей по подъезду. Не хватает пока только специальной инструкции, где будет расписано, что делать и по какому телефону звонить, если вы заметили, что в соседней квартире поселился незнакомец.

Не будем, пожалуй, обсуждать моральную сторону этой инициативы. Ее пусть оценивают сами граждане, которым предложено выбрать: или закон и правопорядок, или хорошие отношения с соседями. Это личное дело каждого, а примириться с совестью можно, сказав себе, что налоги должны платить все и в этом нет ничего, кроме справедливости. В сущности, это тест на общественную солидарность, социологический эксперимент в масштабах страны. Но прагматиков в нашем правительстве интересуют не социологические обобщения, а финансовый результат этого эксперимента. Вот об этом и поговорим.

Доносы, видимо, стали популярны среди налоговых чиновников после недавней кампании по «обелению» зарплат. Там ФНС добилась определенных успехов, в том числе благодаря помощи обиженных сотрудников или конкурентов. Те были только рады доложить в налоговую, что их неблагодарный работодатель или контрагент любит раздавать зарплаты в конвертах. Правда, значительную роль в этой кампании сыграли личные разъяснительные беседы руководства инспекций с менеджерами компаний, но также и угроза уголовного преследования из-за случайной жалобы. Кому захочется постоянно висеть на волоске?

Однако главный смысл этой кампании налоговые органы так и не усвоили. А он заключается в том, что меры административного шантажа и давления действенны лишь тогда, когда для этого есть экономические предпосылки. Выводить зарплаты из тени лет семь-восемь назад было немыслимо, почти любому бизнесу это угрожало финансовой катастрофой. Сегодня многим фирмам такое налоговое бремя вполне под силу, да и управлять денежными потоками при «белой» зарплате проще, удобнее и т.п. По сути дела, менеджеров требовалось лишь подтолкнуть к легализации зарплат, экономически они были уже к этому готовы.
На рынке аренды жилья ситуация совсем другая. Это предельно непрозрачный рынок, 90−95% оборота которого находится в тени. Представим себе фантастическую ситуацию: налоговикам удалось так запугать владельцев квартир, что они многомиллионной массой маршируют регистрировать договоры аренды и заполнять декларации о доходах. Главное, чего добьется в таком случае ФНС, – это резкий рост цен на аренду жилья. И налоги, и организационные издержки, и возрастающие риски владельцы квартир немедленно переложат на квартиросъемщиков. По сути дела, путем угроз и давления налоговая служба основательно почистит карманы жильцов, а заодно нанесет очередной удар по мобильности российского населения. Это лишь очередная разновидность силового предпринимательства, которая мало чем отличается от поборов милиции, СЭС или пожарных: за них тоже расплачивается конечный потребитель.

Так что утвердить торжество налогового закона на всей территории России ФНС сможет лишь путем массового террора, но для этого в систему запугивания и надзора нужно вовлечь значительную часть населения. Одними административными средствами легализовать доходы от аренды никак не получается. А все дело в том, что ФНС пытается решить несвойственную этой службе задачу – трансформировать сам рынок аренды, превратить хаос в прозрачную, управляемую структуру. Ведь речь не только о нежелании собственников жилья делиться доходом, но и об их неготовности играть по правилам, в правовом поле. Ведомство с фискальными приоритетами в принципе не способно изменить эту ситуацию, и никакие дополнительные ресурсы ему не помогут.

Борцам за легализацию невозможно справиться с сопротивлением огромного числа владельцев квартир, работающих на рынке аренды. А может быть, с ними и не нужно бороться? Ведь на самом деле гораздо удобнее иметь дело не с миллионами мелких собственников, а с крупными операторами рынка аренды, от которых добиться соблюдения правил во много раз проще. К тому же при конкурентных ценах такие операторы автоматически начнут вытеснять индивидуальных «нелегалов». Поэтому куда полезнее перестать запугивать граждан и бросить реальные ресурсы на создание и поддержку доходных домов. Но воевать с народом выгодно: масштаба для маневров много, а ответственности никакой – все неудачи можно списать на неготовность населения к рыночной экономике. И самое приятное, что рано или поздно ситуация все равно наладится: появятся доходные дома, налоги пойдут в казну. Эта динамика будет прекрасно смотреться в отчетах ФНС, и работники службы найдут ей убедительное объяснение.

Антон Шириков

Эксперт Северо-Запад, № 25 (327)
© Группа «Эксперт»