Общественность сказала решительное «Нет!» проекту железнодорожников

Пожалуй, не было еще случая, чтобы публичное обсуждение какого-либо проекта, инициированное местной властью, проходило при аншлаге. Как правило, роль общественности на подобного рода формальных мероприятиях исполняют сами чиновники, они и принимают нужные решения.

Понятно, что массовая явка представителей от народа на сей раз была обусловлена тем, что публика, почерпнувшая информацию в местных СМИ, заранее была настроена на то, чтобы поддержать позицию районного и городского руководства, ради этого и собралась.

Хотя в повестке дня общественных слушаний, которые вел главный архитектор Выборга Олег ЛИХОВИДОВ, значилось 6 вопросов, интерес, по большому счету, вызывал один, главный – строительство железнодорожного грузового обхода Выборга. Ввести аудиторию в курс дела вызвались прибывшие в Выборг представители Октябрьской железной дороги и проектного института «Ленгипротранс».

Железнодорожники начали, что называется, плясать от печки: вспомнили про историческую встречу в 2003 году президентов России и Финляндии и достигнутую ПУТИНЫМ и его коллегой ХАЛОНЕН договоренность – пустить к 2008 году скоростные поезда между Питером и столицей Суоми, которые будут преодолевать неблизкий путь всего за 3,5 часа. Особо был сделан акцент на международной значимости и государственной важности проекта, который состоит из двух частей – проекта скоростного пассажирского движения по существующему направлению Санкт-Петербург – станция Бусловская и проекта грузового движения, которое решено перевести на Приозерское направление.

Последний проект, рассказали железнодорожники, был рассмотрен в нескольких вариантах. За основу взят вариант строительства новой двухпутной электрифицированной линии протяженностью 68 километров от Лосева до Каменногорска, а от Каменногорска до Выборга к существующему пути предусмотрено пристроить второй путь длиной в 40 километров, который дальше пойдет в направлении Попова и Высоцка. Как отметил Вячеслав ЕГОРОВ, начальник службы технической политики ОЖД, стоимость проекта в ценах 2003 года составляла 43 миллиарда рублей, сегодня проект оценивается уже в 65 миллиардов рублей.
По словам ЕГОРОВА, на недавнем экономическом форуме в Петербурге прошла презентация проекта на предмет того, чтобы реализовать его при государственной поддержке. В итоге было принято решение о том, что правительство РФ возьмет на себя 35% финансовых затрат, а 65% средств обеспечит ОАО «Российские железные дороги». Государство начнет финансирование проекта с будущего года, а общий объем бюджетных инвестиций составит 21 миллиард рублей.

Упомянув о том, что данный проект в 2006 году прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение, представители железнодорожного ведомства перечислили все преимущества, которые он сулит. Во-первых, строительство новой электрифицированной линии вдохнет, дескать, новую жизнь в эту территорию, даст возможность развивать инфраструктуру, обеспечит дополнительные рабочие места. Во-вторых, названный вариант не требует прохождения долгой и сложной процедуры землеотвода, которая может существенно затормозить строительство. В отличие от альтернативного варианта, на котором настаивает выборгская власть, выдвинувшая условие обхода Выборга, а такой обход, по ориентировочным расчетам, обойдется примерно в 10-12 миллиардов рублей, – неоправданное расточительство!

С этими доводами иногородних специалистов позволили себе не согласиться выборжане. Руководители обеих администраций, районной и городской, областные и местные депутаты, представители общественных организаций дружно высказались против того, чтобы возросшие в несколько раз грузопотоки (в том числе и цистерны с наливными грузами), следовали через Выборг. Город, с таким трудом в свое время добившийся выделения федеральных средств на строительство автомобильного обхода, не может сегодня дать загнать себя в угол, какими бы ни были экономические резоны. «Вы считаете деньги, а нас волнует город и здоровье его жителей», – высказался заместитель главы администрации Выборга Александр БУЯНОВ, обращаясь к оппонентам.

Но ведь и сегодня грузовое движение здесь существует, парировали железнодорожники. Да, существует, но не в таком объеме, как предполагается в недалеком будущем, когда по этому маршруту ежедневно будет следовать 30 пар грузовых поездов с интервалом в 20 минут. Это практически нескончаемая череда – километры составов с небезопасным содержимым. Без вреда для уникального города и экологических последствий для его жителей такая интенсификация движения не обойдется, – к этому очевидному выводу пришли практически все выступающие. И проголосовали собравшиеся единогласно: за отклонение проекта в избранном ОЖД варианте.

Что касается варианта, предложенного администрацией, а он предполагает вынести грузовую ветку за пределы Выборга, пустить ее за автотрассой «Скандинавия», по территории, где нет никакого жилья, и привести к существующему повороту на Высоцк с другой стороны, то, по словам первого заместителя главы администрации района Юрия САМУСЕНКО, этот вариант проектировщиками всерьез не рассматривался. Видимо, железнодорожники, надеялись, что с Выборгом удастся совладать, настояв на своем. Кстати, в готовящемся к утверждению генеральном плане развития Выборга именно этот вариант и предусмотрен, и если бы генплан уже был принят, держать свою позицию нашим руководителям было бы значительно легче.

Как будут развиваться дальнейшие события? В принципе, отсутствие «визы» муниципальной власти и официально зафиксированное несогласие общественности должны стать преградой на пути прохождения проекта, но... Не стоит забывать о том, какие силы и интересы противостоят интересам малого города, пусть и уникального. Вариант администрации удлиняет протяженность грузовой ветки на 4 километра, а относительно финансовых затрат, полагает Юрий Александрович, железнодорожники сильно преувеличивают. Речь, по мнению наших руководителей, идет не о десятке миллиардов рублей, а о сумме на порядок ниже названной, которую стоит заплатить ради благополучия такого города, как наш. Как подчеркнул Юрий САМУСЕНКО, по всем остальным спорным вопросам проекта строительства скоростной трассы с заказчиками удалось договориться и найти взаимоприемлемые решения.

Лидия Миронова

Выборгские ведомости © «Выборгские Ведомости ВВ», «www.vyborg-press.ru»