Депутаты «заминировали» зеленые законы

Петербургские парламентарии перед уходом на каникулы приняли три «зеленых» закона. Обсуждение этих социально важных документов прошло неожиданно спокойно. Но, несмотря на «штиль», законы, похоже, ждет нелегкая судьба – народные избранники подозрительно демонстративно проигнорировали существенные поправки чиновников. До этого момента они себе подобного не позволяли даже по мелочам.

Запутались в трех соснах

Депутаты Законодательного собрания Петербурга (ЗакС) приняли три закона: «О зеленых насаждениях общего пользования», «О внесении изменений и дополнений в закон «Об охране зеленых насаждений» и »Об использовании территорий зеленых насаждений общего пользования». Документы в настоящее время ждут резолюции губернатора.

Ранее, в 2004 году, был принят закон «Об охране зеленых насаждений», который не столько защищает рекреационные зоны, сколько регламентирует их вырубку.

Проекты прошли практически без замечаний, не считая чисто процедурных заминок. Действительно, непросто было сориентироваться в этом «законодательном лесу». Многие попросту растерялись – за что, собственно, голосовать, на какую кнопку нажимать.

Запрет на «подселение»

Как подчеркивают разработчики, новые законы призваны реально остановить уплотнительную застройку за счет зеленых зон. Благодаря закону «О зеленых насаждениях общего пользования», рекреационные объекты получат статус, который регламентирует их защиту. Если сегодня парки, сады, скверы – это бесформенные, с юридической точки зрения, зеленые массивы, то с принятием закона они обретут охраняемые законом границы.

Документ о внесении изменений в закон «Об охране зеленых насаждений» оговаривает, где и что можно строить. Так, например, строить жилье, бизнес-центры или торговые центры в парках и за счет скверов нельзя. Даже если очень хочется.

Депутаты разрешили строить: памятники и мемориальные сооружения, фонтанные комплексы, культовые здания, спортивные сооружения, объекты общепита, вентиляционные шахты метрополитена, объекты гражданской обороны, общественные туалеты, а также объекты, необходимые для содержания рекреационной зоны.

Суммарная площадь, занимаемая спортивными сооружениями и объектами общепита, ограничивается. Она должна составлять не более: 1% – для территорий от 1 до 10 га, 3% – от 10 до 50 га, 5% – свыше 50 га. На менее 1 га строить нельзя.

Также оговорено, что общественные рекреационные зоны не подлежат приватизации, а срок договоров аренды не может превышать 5 лет.

Двоякое впечатление

Принятые законы оставляют двоякое впечатление у начальника управления Комитета по градостроительству и архитектуре Александра БЕРЕЗКИНА. С одной стороны, они прописывают процент застройки – это, действительно, защищает, считает он. С другой, увеличили количество объектов, которые можно строить в парках — добавили общепит и культовые постройки. «Думаю, что такие решения нужно принимать более взвешенно», – сказал корреспонденту ИА «Росбалт-Петербург» архитектор. Взять, например, Парк городов-побратимов (между Пулковским и Московским шоссе). Там первоначально разрешили поставить одну церковь. Сейчас там развивается целое подворье – и все за счет парка. «Нас из одной стороны бросает в другую. Сколько уродства на этой волне появляется», – отметил он.

Что касается объектов общепита. Их разрешили строить. И вот в парке появляется такой объект. Но это частная собственность, обращает внимание г-н БЕРЕЗКИН, рано или поздно встанет вопрос о вычленении земли, на которой он стоит. Поэтому есть опасность, что за счет таких «добавок» зеленые зоны будут из года в год все более «уплотняться», высказал свое беспокойство он.

Халтура или сценарий?

Алексей СМИРНОВ, до недавнего времени специалист комиссии ЗакС по горхозяйству, уверен, что закон о зеленых насаждениях общего пользования ждет вето, так как депутаты не внесли в него поправки отраслевых комитетов. «Принята недоработанная халтура – вето неизбежно», – утверждает он.
А халтура ли? Это больше похоже на хорошо спланированные действия – дать губернатору возможность мало-мальски достойно выйти из щекотливой ситуации.

С одной стороны, Смольный изначально не поддерживал «зеленые инициативы» – на то есть много причин, в том числе, и влияние сильного строительного лобби. Потому-то законопроект «О зеленых насаждениях общего пользования» и пролежал в ЗакСе несколько лет.

С другой, Валентина МАТВИЕНКО последнее время часто призывает своих сослуживцев оберегать каждый кустик, деревце, газончик (пока опустим, как в городе по статье «благоустройство» и «капремонт» вырубаются один за другим скверы и целые улицы). На этом словесном фоне как-то неудобно рубить «зеленые законы». А тут появляется благовидный предлог – отклонить, потому что в список попали не все зеленые объекты.
Депутаты умудрились не внести в реестр объекты Управления садово-паркового хозяйства (УСПХ)! Ну уж совсем грубый подыгрыш.

Вето гарантировано

«Если проект о внесении изменений в закон «Об охране зеленых насаждений»пройдет третье чтение, я буду рекомендовать наложить на него вето», – сказал корреспонденту ИА «Росбалт» за несколько дней до принятия закона представитель губернатора в ЗакС Михаил БРОДСКИЙ. Он пояснил, что сначала нужно довести до ума законопроект «О зеленых насаждениях общего пользования». К нему подано более тысячи поправок, большинство из которых не имеют привязки. Для того, чтобы их «привязать», требуются большие средства из бюджета. Кроме того, необходимо учесть, что некоторые зеленые зоны, внесенные в реестр законопроекта, в генплане значатся резервами под социальную, транспортную инженерную и жилищную застройку. Не прописан принцип отнесения объекта к зеленым насаждениям общего пользования, кто будет формировать реестр. Пока таких уточнений нет, законопроект представляет собой политическую декларацию, утверждает г-н БРОДСКИЙ.

Председатель комиссии ЗакС по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей НИКЕШИН заявил, что если на закон «О зеленых насаждениях общего пользования» будет наложено вето, то комиссия осенью проведет депутатские слушания.
Ирина Кравцова

ИА «Росбалт-Петербург»

© 2000-2007 Росбалт.RU