Базарные разборки

Жители новгородских деревень, торгующие лесными дарами и продуктами со своих огородов, не желают покидать облюбованное ими место у подземного перехода. Чиновники совещаются, как лучше организовать торговлю сельхозпродукцией, но проблему с сотней сельских пенсионеров решить не могут.

Между чиновниками городского комитета торговли, бытового обслуживания и лицензирования и бабушками, торгующими овощами и зеленью, идет холодная война.

Понять пенсионерок можно: они приезжают из деревень и сел, расположенных вдоль московской трассы. Место здесь для них очень удобное. Рядом – автобусная остановка, и не надо с тяжеленными мешками и корзинами тащиться через весь город.

Одна из торгующих женщин, Валентина Алексеевна из деревни Большое Лучно, рассказывает:

– На Гагаринском рынке для нас места нет, там наших торгует всего несколько человек, а все остальные места заняты предпринимателями из Армении, Азербайджана, Белоруссии, которые продают свои фрукты и перекупленную у таких, как мы, продукцию, цена на которую, по сравнению с нашей, увеличена вдвое, а то и втрое. Куда мы только не обращались с просьбой вернуть нам торговые ряды у Гагаринского рынка, собрали сотни подписей, не только продавцов личной продукции, но и покупателей, но никто нас не слышит. Недавно привезли несколько столов для нас, сгрузили недалеко от церкви, во дворе дома, что справа от подземки, но там же грязь, бурьян, надо прежде территорию благоустроить, да и места всем не хватит, всего 40 квадратных метров. Только вчера ругались с Татьяной Николаевной Пашковой, зампредседателя комитета по торговле. Она говорит, что если мы добровольно туда не пойдем, то она вызовет ОМОН, и всех все равно разгонят. Кого разгонять собираются? Ветеранов войны и труда, которые вырастили, несмотря на преклонный возраст, овощи и цветы, привезли молоко и сметану от своих коров, фрукты из своих садов?

Директор торгового центра «Гагаринский» Ольга Озеринская жалеет бабушек, но замечает, что цивилизованный торговый центр нельзя превратить в базар.

– Это все равно, что рассадить полторы сотни бабушек с картошкой и огурцами в торговом центре «Волна», например, или в «Руси», – говорит Ольга Михайловна. – У нас есть три стола для таких продавцов, но это всего лишь 6-8 бесплатных торговых мест. И предпринимателей, которые уже по многу лет занимают места на рынке, выгнать тоже нельзя. Это очень больной вопрос, надо его решать.

Кое-кто предлагает вариант решения: отдать под торговые места для сельхозпроизводителей подземку, и дождь там на них не будет капать, и вид города они не будут портить. Но подземный переход арендует предприниматель, все места заняты. Только вот чем?

В подземке торгуют газетами, обувью и сумками, посудой, косметикой, книгами, короче, таким товаром, которого везде полно, и подобные ларьки как раз можно разместить на любом рынке, это будет уместно.

– Они в подземку не пойдут, – раздраженно говорит заместитель председателя комитета торговли, бытового обслуживания и лицензирования администрации Великого Новгорода Татьяна Пашкова. – Они никуда не пойдут. Меня от них уже трясет и колбасит. Сначала они просили место на улице Федоровский ручей. Мы привезли туда столы. Когда привезли, они сказали: «Нет, туда не пойдем». У нас есть Центральный рынок и еще 11 мест для торговли сельхозпродукцией. Они полупустые. Дело в том, что люди, торгующие своей продукцией, должны предоставить паспорт, справку о том, что у них есть приусадебный участок, личное заявление на предоставление места на рынке. Они не имеют права торговать не проверенными специалистами рыбой, лесными ягодами и грибами, молочной продукцией. Но они торгуют, им так удобно: без справок, без документов. Вот они облюбовали себе это место у перехода, заставили его ящиками и не хотят уходить. А еще говорят: «Мы здесь общаемся». У них там тусовка, а мы все страдаем.

В любом случае, администрация должна найти достойный выход и, возможно, немного потратиться на организацию удобных торговых мест для сельских производителей.

Татьяна Козловская

«Волховъ», 35(436) (Великий Новгород)